Обжинки

Праздники по теме

Водопол (День Водяного)
3 Апреля Водяной после долгой зимней спячки с приходом весны просыпается. Ему пора оглядеть свое водяное царство, да только за зиму он ослаб, и ему неплохо было бы теперь чем-нибудь поживиться. Поэтому рыболовы старались по весне чем-нибудь задобрить водяног… 

День геолога
3 Апреля День геолога отмечают ежегодно в первое воскресенье апреля. Этот праздник был учрежден Указом Президиума Верховного Совета СССР в ознаменовение заслуг советских геологов в создании минерально-сырьевой базы страны.
С этим предложением в Президиум В… 

День войск противовоздушной обороны
12 Апреля Войска ПВО в качестве самостоятельного вида войск были созданы 9 ноября 1941 года. Военные историки до сих пор спорят о том, что именно можно считать датой рождения российских войск ПВО, однако вопрос о противовоздушной обороне встал сразу, как толь… 

Лельник
22 Апреля Праздник Лельник получил своё название от женского имени Леля. История же этого интересного и, несомненно, древнего праздника отссылает нас к мифологии многих стран.
Праздник весны и обновления есть у множества европейских народов и народностей. … 

Ярило Вешний
23 Апреля Праздник Ярилы – солнца – праздник весны и пробуждения, древний языческий обычай. Главный обычай этого дня – Отпирание, или Отмыкание, Земли, Зарод. Древние верили в то, что в этот день Ярила оплодотворял Землю, из-за чего и начинали необычайно ско… 

Родоница
30 Апреля Языческий славянский праздник Родоница празднуется 30 апреля, в день традиционного окончания весенних холодов. Праздник начинали отмечать с заходом солнца.
Согласно верованиям древних, в этот день души умерших предков облетают Землю, поэтому предк… 

Живин День
1 Мая Языческий праздник Живин День отмечался 1 мая в полночь. Жива — сокращение от имени Живена. Само имя богини означает «Та, что даёт жизнь». Жива ко всему прочему дарила плодородие – недаром возникло и славянское слово жито – зерно, жизнь. Иногда Жив… 

День печати
5 Мая С 1996 года праздник работников печатной промышленности в Беларуси стал отмечаться официально. Его название – День Печати, и празднуется он второго мая.
Для всего остального мира День 3 мая – это праздник, посвящённый свободе печати. Но в Беларуси … 

День Дажьбога (Овсень большой)
6 Мая День Дажьбога – языческий праздник древних славян. Это божество имеет ещё несколько наименований – Дабъ, Радегаст, Радигош, Сварович. У древних славян он почитался как создатель всего живого, солнечной энергии. Согласно Слову о Полку Игореве, славян… 

День радио
7 Мая Радио, великое изобретение человечества, начало своё существование в ставшем уже прошлым двадцатом веке. По разным сведениям первым приложил к этому руку то ли наш замечательный учёный Александр Степанович Попов, то ли итальянский изобретатель Гулье… 

День Победы
9 Мая 22 июня ровно в 4 часа… Эта война не для всех случилась как снег на голову, как станет ясно потом. Многие из близких к правительству источников пытались предупредить о её неизбежном начале, но, к сожалению, их не послушали, и наши войска были вынужд… 

День Государственного герба и Государственного флага Республики Беларусь
10 Мая Этот праздник отмечается в каждое второе воскресенье месяца мая и посвящён он геральдическим символам страны Беларусь.
Государственный герб республики Беларусь, государственный гимн республики Беларусь и государственный флаг республики Беларусь –… 

Вешнее Макошье (День Земли)
10 Мая Языческий праздник древних славян посвящен Макоши, богине плодородия, отвечающей за пробуждение земли. В этот день древние славяне не обрабатывали землю и давали ей отдохнуть. Суеверно избегали они попадания в землю острых предметов. В этот праздник… 

Международный день семьи
15 Мая Праздник, организованный в 1993 году генеральной ассамблеей международной организации объединённых наций. Семья и её проблемы должны быть на устах у всех и у каждого в любой стране мира. Как выразился источник в ООН, проблемы одной семьи могут отра… 

Ярило Мокрый, Троян
22 Мая Языческий праздник древних славян, знаменовал переход к новому сезону, лету. Славили Трояна, по-другому праздник назывался Трибогов День. Ярила-Весень, хозяин весны, уступал место Дажьбогу. Считалось, что в этот день Троян победил Черного Змея. Такж… 

Народный праздник окончания жатвы отжин

«Отжином» в Заонежье называли трудовой праздник окончания жнитвы (жатвы), то есть всё! — жать закончили, отжали. Праздник-то он, конечно, праздник, но всё же трудовой, то есть это не праздное гуляние и езда по гостям, а дожинание полоски, исполнение необходимых обрядов и только после всего – праздничное застолье, но не «стихийное» разгульное, а с доброй усталостью, с сознанием завершённой страды и, опять же, с традиционными обрядовыми кушаньями.

Не широко ли замахиваемся – так уж у нас в музее — и «народный праздник»? Рискну утверждать, что да, праздник пока получается народным. В Отжине принимают участие только жнеи и жнецы, то есть люди, внесшие свою лепту в общее дело сбора урожая и понимающие умом и сердцем красоту и трудности этой работы. Праздник в результате не расплывается, не принимает искусственные «заадминистрированные» формы; по совместной работе все друг друга знают и, как сотоварищей, уважают. Желательно, но совсем не обязательно, участие в традиционном костюме; исполнение заонежских песен приветствуется, и кулинарные инициативы в традиционном русле – тоже.

Жнитва нынче началась на преподобную Марию Магдалину, четвёртого августа, то есть немного раньше рожь поспела, чем обычно в последние годы. Зажин делали вдвоём –автор этих строк, и мастер-демонстратор Рената Гашкова. Утро выдалось солнечное, роса быстро сошла, туристы с теплоходов до полей ещё дойти не успели. Поклонились церквам, помолились, сказали жнивке-полоске, что требуется и срезали серпами по первой пясточке. Завили свои начальные пясти колосьев «жгутом» и заправили каждый себе за пояс за спину. Это на весь день так и ходить с ними – чтобы спина на жатве не болела. И как-то споро у нас дело пошло, а попозже и ещё жнеи подошли. К концу рабочего дня сжали небывало много, для начинающих жней – 45 снопов, как за полдня, прежде, хорошая жнея жала.

Рожь в этом году получилась небывалая для наших полей – высотой больше двух метров, кустистая, густая. Правда, из-за такой большой высоты, повалило её в июле грозою — шквалистым ветром с ливнем. Так и доспевала, лёжа на боку. Но нам не комбайном жать, а вручную, серпами – так даже и удобней, надо только становиться с «ловко’й» стороны, чтобы колосом от тебя рожь лежала.

Катилась жнитва по полю, поднимались золотые бабки в два обхвата, составленные из десяти снопов каждая и, наконец, «маленький горбатенький» — серп – «всё поле проскакал». Аккурат на первый Спас, на Макковеев день, четырнадцатого августа, пришлось окончание жатвы – Отжин. Первый Спас считался в Заонежье полупраздником – полдня работали, а полдня отдыхали. Так что с Отжином всё вышло как нельзя традиционней.

Прежде всего договорились с пожарной частью, взяли самовар с трубой, растопку, огнетушитель и ведро воды – чтобы обеспечить пожарную безопасность чаепития. Пришли на поле, жнеи нанесли пирогов, всякой снеди и припустились дожинать полоску – дружно не грузно! Дожали быстро всё, остался пятачок несжатых колосьев – «на бороду Илье». Пророк Илия считается покровителем земледелия, заботится о полях и пожнях, о сенокосе и зерновых, поэтому заламываемые к земле колоски – для возвращения земле истраченной силы – посвящали небесному покровителю, Илье. Колосья заламывали по кругу, по солнышку, обязательно не голой рукой, а через передник или платок. Получается такой грубоватый соломенный венок. Для крепости совершённого придавливали заломленные колосья к земле камешками, коих на заонежских полях – уйма.

Ну а потом надо вернуть потраченные силы и жнеям – пошли все по очереди кататься по стерне – под горку, с боку на бок, со словами: «Жнивка, жнивка, отдай мою силку!» И весело, и полезно. Участвовавшие в жатве дети из Пудожского района принялись играть в ляпы, бегая среди ржаных бабок с радостными криками. Вон их, бабок, сколько — семнадцать в ряд выстроились, сто семьдесят снопов с нашей полоски, вместо ежегодных ста!

Ну а потом вскипел самовар и пошёл пир горой, на выкошенной меже, под ясным солнышком, с отжинными песнями. Подходили и подходили группы экскурсантов, стояли рядком, завороженно слушали «Раздивью», «Экого Ваню». Прошло всё действо живо и непринуждённо, и пели не по заказу, по долгу службы, а от души, с куражом. Можно сказать, что работать с такими воодушевлёнными людьми – настоящее счастье. Спасибо всем.

Материалы полосы подготовил Олег СКОБЕЛЕВ, cт. научный сотрудник отдела истории и этнографии

Добавить комментарий