Установка шатунно-поршневой группы Д-245

Устройство и технические характеристики

Мотор ЯМЗ-236 обладает довольно высокими техническими характеристиками. Силовая установка оснащена шестью цилиндрами, расположенными параллельно под прямым углом наклона. Топливо подается непосредственно в цилиндры, то есть происходит впрыск прямого типа. В моторе давление достигает 16,5 атмосферы. Диаметр поршня – 130 мм в базе, в ремонтном варианте – 140 мм, столько же при своем ходе.

Объем мотора 11 литров. Мощность варьируется от 150 до 420 лошадиных сил. Последние версии могут развивать мощность до 500 л.с. Из-за роста тарифов на горючее производители мотора ЯМЗ-236, который расходует 40 литров на сотню километров, снизили цифру до 25 литров. Основная силовая установка производилась из чугуна до 2010 года. Позже было принято решение делать ее из алюминия, как и головку блока цилиндров. Такой шаг позволил сделать проще процедуру ремонта, а также расточки шеек цилиндров, более точной стало хонингование цилиндров. Вместе с тем блок агрегата не утратил былую прочность. Характеристики ЯМЗ-236 говорят, что мотор имеет довольно простую конструкцию, которая обеспечивает простоту обслуживания и ремонта.

Конструкция фильтра грубой очистки двигателя ЯМЗ 236

Основная деталь его конструкции — фильтрующий элемент, изготовленный из грубого ворсистого хлопкового шнура. Он навивается на основу из металлической сетки и фиксируется меж крышкой и дном корпуса. Корпус устройства представляет собой колпак или колбу, в которую помещена прослойка из намотанного шнура. Топливо подается сверху, выход очищенного горючего осуществляется также сверху. В нижней части конструкции расположено сливное отверстие.

Хлопчатобумажный шнур является расходным, заменяемым материалом.

Фильтр грубой очистки топлива двигателя ЯМЗ-236

Устройство фильтра тонкой очистки

Сконструирован из корпуса-колпака, внутреннего стержня, крышки и сменного фильтрующего элемента. Последний изнутри придавлен к крышке пружиной. С обоих торцов он загерметизирован прокладками. В крышке расположен жиклер либо (на двигателях с электрофакельным устройством) особый клапан, через который удаляются излишки топливовоздушной смеси.

В нижней части конструкции располагается сливное отверстие с пробкой.

Фильтр тонкой очистки топлива дизеля ЯМЗ-236

Функции топливопроводов

Топливопроводы высокого давления в моторе размещены по разным типологиям, так как различен алгоритм работы секций для разных моделей ТНВД. Но все они имеют равную длину. Концы топливных проводов высокого давления обжаты в виде конусов и соединены со штуцерами соответствующего топливонасоса.

Топливопроводы низкого давления двигателя крепятся в соответствующих узлах накидными гайками либо «пустыми» болтами через наконечники. Уплотнение контактов осуществляется при помощи толстостенных медных шайб.

ТНВД ЯМЗ 236

и его Модификаций, ПОСТАВЛЯЕМЫХ МО

Маркировка автомобиля и шасси «Урал»

При установке силового агрегата ЯМЗ-236М2 изменяется конструкция узлов и агрегатов автомобиля. Сведения о маркировке двигателя приведены в руководстве по эксплуатации «Двигатели ЯМЗ­236М2, ЯМЗ­238М2».

ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯТребования безопасностиРазборка МНЭ не допускается.2ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Параметры Урал­43206
Общие данные
Масса перевозимого груза на автомобиле, кг 3600/3100*1
Масса размещаемого и перевозимого груза на шасси, кг 4475/3975*1
Масса автомобиля в снаряженном состоянии, кг 7600/8100*1
Масса шасси в снаряженном состоянии, кг 7600/8100*1
Полная масса автомобиля (автопоезда), кг 11500
Распределение нагрузки на дорогу от снаряженного автомобиля, кгс:через шины передних колес через шины задних колес 4440/4335*13160/3765*1
Распределение нагрузки на дорогу от автомобиля полной массой, кгс:через шины передних колес через шины задних колес 4955/4805*16545/6695*1
Полная масса буксируемого прицепа, кг 5000/7000*2
Максимальная скорость движения при полной массе, км/ч:автомобиля автопоезда 8580
Глубина преодолеваемого брода с твердым дном с учетом естественной волны (не от движения автомобиля), м 1,75
Двигатель
Тип, модель ЯМЗ­236М2 (в герметичном исполнении) дизельный, четырехтактный, с воспламенением от сжатия, шестицилиндровый, V­образный
Система питания
Дополнительный топливный бак, л 60 (заправочная емкость 57,6)
Трансмиссия
Сцепление ЯМЗ-236К*3, фрикционное, двух дисковое, сухое, привод механический с пневматическим усилителем
Ходовая часть
Колеса 533­310 (310­533) дисковые, разъемные, с полуглубоким ободом, с тороидальными посадочными полками, с центрированием по фаскам крепежных отверстий, вылет 100 мм
Шины 425/85R21 146J, (НС14/PR14) КАМА-1260, пневматические, радиальные, камерные, широкопрофильные, с рисунком протектора повышенной проходимости, с регулируемым давлением, максимальная допускаемая нагрузка 32,36 кН (3300 кгс)
Номинальное давление воздуха в шинах, 425/85R21 146J, (HC14/PR14) КАМА-1260, МПа (кгс/см2) 0,49 (5,0)
Номинальное давления воздуха в шинах 425/85R21 156J (HC18/PR18) КАМА-1260, МПа (кгс/см2) 0,41 (4,2)
Электрооборудование
Генератор 1702.3771, водостойкий, переменного тока, мощностью 1000 Вт. Может устанавливаться генератор 6582.3701-02 мощностью 2000 Вт со встроенным реле-регулятором
Аккумуляторные батареи две 6СТ-190А, могут устанавливаться четыре модульные батареи 6ТСТС-100А или две 6ТСТС-100А и молекулярный накопитель энергии МНЭ-100/28БМ
Кабина и платформа
Платформа Металлическая, с откидными и съемными боковыми и задним бортами, боковыми решетками, оборудована откидными боковыми сиденьями и съемным средним сиденьем, кнопкой сигнала к водителю, розеткой для переносной лампы, дугами тента, тентом, решетками для крепления канистр, кронштейнами для крепления шанцевого инструмента, жесткого буксираПо требованию может быть оборудована замками крепления кузова-контейнера КК2.2
Габаритные размеры кузова-контейнера КК2.2, мм 3500х2438х2200
*1 Для автомобиля и шасси Урал­43206 с лебедкой.*2 По дорогам 1-4 категорий.*2 Могут быть установлены диафрагменные однодисковые сцепления МЗ-182 или ЯМЗ-183 вытяжного типа.

Регулировка клапанов ямз 238 и 236

Для Ярославского моторного завода этот вариант компоновки двигателя наиболее типичен, поскольку производитель стремится к максимальной унификации силовых агрегатов. Поэтому моторы ЯМЗ-236, ЯМЗ-238 и ЯМЗ-240 можно считать с определенной натяжкой вариантами одного двигателя с разным числом цилиндров – от 6 до 12. Благодаря унификации дизелей регулировка клапанов ЯМЗ с V-образной компоновкой выполняется сходным образом.

Консервирование - 535 домашних вкусных рецептов приготовления

Вся работа выполняется за два оборота коленвала, разница состоит только в углах проворота между настройкой отдельных клапанов.

  • Регулировка клапанов ЯМЗ 236 (БЕ/НЕ, БЕ2/НЕ2 и прочих модификаций) ведется в порядке работы цилиндров (1–4–2–5–3–6). Перед этим обязательно проверяется затяжка осей коромысел, нормированное заводом усилие составляет 120-150 Н*м.
  • Регулировка клапанов ЯМЗ 238 идет в другом порядке (1-5-4-2-6-3-7-8). Зазоры устанавливаются с помощью аналогичных щупов в пределах 0,35-0,3 мм для всех клапанов.
  • Двигатель ЯМЗ-7511 фактически является форсированным вариантом старого 8-цилиндрового мотора, настройка абсолютно аналогична тому, как производится регулировка зазора клапанов ЯМЗ-238.
  • Регулировка клапанов ЯМЗ 240 идет в порядке 1-12-5-8-3-10-6-7-2-11-4-9 и требует несколько большего объема подготовки (нужно освободить смотровое окно маховика для проворота коленвала, в то время как регулировка клапанов ЯМЗ 236-238 ведется с проворотом со стороны вентилятора).

При разборке мастером сервиса выполняется попутная диагностика в доступном объеме – осматриваются коромысла, штанги, регулировочные элементы.

Регулировка клапанов ЯМЗ 238 и прочих V-образных двигателей должна выполняться только на холодном двигателе. Предельно малое время после остановки двигателя – 15 минут.

Сравнительно большое количество деталей газораспределения в нижневальном механизме делает это требование критичным, так как тепловое расширение отдельных узлов неравномерно, зазор по мере прогрева и остывания ДВС меняется нелинейно. У атмосферных двигателей и моторов «турбо» зазоры не отличаются.

По соображениям безопасности мастер перед началом работы принудительно перекрывает подачу топлива, чтобы избежать случайный рабочий впрыск топлива в цилиндр при провороте коленчатого вала.

Возможные неисправности коробки передач ЯМЗ-238ВМ и способы их устранения

Неисправность

Способ устранения

Затруднённое переключение передач

Неполное выключение сцепления (сцепление “ведет”)

Отрегулировать свободный ход педали сцепления или,

если дефект является следствием

неисправности деталей сцепления,

заменить повреждённые детали

Износ или повреждение синхронизатора

Заменить неисправный синхронизатор

Повреждены зубья зубчатых муфт

Заменить поврежденные детали

Повышенный шум при работе коробки передач

Недостаточно масла в коробке передач

Залить масло до уровня контрольного отверстия

Износ подшипников валов коробки передач

Заменить неисправные подшипники

Повышенный износ зубьев шестерен

Заменить изношенные шестерни

Самопроизвольное выключение передач при движении автомобиля

Неравномерный износ зубьев зубчатых муфт

Заменить неисправные детали

Повышенный износ подшипников валов коробки передач

Заменить неисправные подшипники

Неисправности фиксаторов штоков

механизма переключения передач

Заменить неисправные детали

Самопроизвольное выключение диапазонов в демультипликаторе

Поступление сжатого воздуха в полость цилиндра,

противоположную включенной передаче

Заменить неисправные уплотнительные кольца

золотника и впускного клапана воздухораспределителя

Повышенный износ сухарей вилки

Заменить сухари и отрегулировать ход штока.

Невключение или замедленное включение диапазонов в демультипликаторе

при нейтральном положении рычага основной коробки. Лампа сигнализатора долго не гаснет, воздух выходит через сапун воздухораспределителя

Износ резины впускного клапана

Заменить изношенный клапан

Поломка пружины впускного

клапана

Заменить неисправную пружину

Износ уплотнительного кольца

впускного клапана

Заменить уплотнительное кольцо

Неравномерное прилегание

впускного клапана к корпусу

Заменить неисправные детали

Заедание впускного клапана в отжатом положении

Очистить и смазать стержень

впускного клапана, при необходимости отполировать

Износ или затвердение манжет поршня рабочего цилиндра

Заменить манжеты поршня

Невключение или замедленное включение диапазонов в демультипликаторе при нейтральном положении рычага.

Лампа сигнализатора долго не гаснет, воздух выходит через сапун верхней крышки

Повреждение мембраны воздухораспределителя

Заменить поврежденную мембрану

Износ или затвердение уплотнительных колец

рабочего цилиндра в отверстии под шток вилки

переключения

Заменить уплотнительное кольцо

Пропуск воздуха через сапун воздухораспределителя при включенной передаче в основной коробке

Износ резины впускного клапана

Заменить клапан

Неплотное прилегание толкателя к впускному клапану

Заменить неисправные детали

Двигатели с рядной компоновкой

В семействе ЯМЗ-530 за всю его историю выпускалось более 200 вариантов исполнения двигателей, хотя завод и стремился максимально унифицировать их. Из них на грузовом транспорте актуальны в первую очередь 6-цилиндровые моторы ЯМЗ-536, в данное время модифицированные для соответствия экологическим нормам Евро-5.

На двигателе этой серии используется уже по 4 клапана на цилиндр, при этом применен их траверсный привод – оба впускных и оба выпускных клапана управляются от своего кулачка распредвала через общее коромысло, давящее на стержни клапанов через траверсу. Поэтому объем регулировочных работ не изменяется. Сама процедура типична для силовых агрегатов из Ярославля: регулировочный винт установлен на плече коромысла со стороны штанги.

Необходимо учитывать, что траверса может качаться относительно коромысла, поэтому щуп заводится не на стержни клапанов, а между траверсой и чашкой коромысла – винт регулировки устанавливается так, чтобы траверса обеспечивала зазор в клапанах на впуске от 0,3 до 0,4 мм, на выпуске – от 0,4 до 0,5 мм.

Моторы ЯМЗ-650 создавались на основе лицензии, приобретенной у Renault Trucks, серийная сборка ведется с 2007 года. Это семейство рядных 6-цилиндровых двигателей также оснащается 4 клапанами на цилиндр с траверсным приводом. Для проворота коленчатого вала в процессе регулировки заводская технология требует использовать спецприспособление, устанавливаемое в нижний технологический лючок в области маховика на картере. Установку зазоров для каждой пары клапанов ведут одновременно, регулировочным винтом коромысла со стороны штанги. Зазор на впуске – 0,35…0,45 мм, на выпуске – 0,65…0,75 мм.

Похожие

Приложение 1 моменты затяжки основных резьбовых соединенийГайки крепления подшипников первичного, промежуточного валов и задней обоймы дифференциала, не менее Пневмогайковерт ударный Инструкция по эксплуатацииПрименение гайковёрта в быту или промышленности позволяет не только сэкономить время и силы, но и значительно повышает долговечность…
Группа 4 Задание на лабораторную работуНайти документацию, ознакомиться с спецификациями и стандартами, выделить основные моменты. Документы, выделенные курсивом, необходимо… Пнаэ г-7-019-89 Унифицированная методика контроля основных материалов…Пнаэ г-7-019-89 «Унифицированная методика контроля основных материалов (полуфабрикатов), сварных соединений и наплавки оборудования…
Правила и нормы в атомной энергетикеУнифицированная методика контроля основных материалов (полуфабрикатов), сварных соединений и наплавки оборудования и трубопроводов… Правила и нормы в атомной энергетикеУнифицированная методика контроля основных материалов (полуфабрикатов), сварных соединений и наплавки оборудования и трубопроводов…
Инструкция по оборудованию и содержанию основных обектов службы горючего…Инструкция предназначена для упорядочения оборудования и содержания объектов должностными лицами службы горючего воинских частей,… Об основных показателях статистической отчетности по проведению колдоговорнойЦк профсоюза об основных показателях статистической отчетности по проведению колдоговорной кампании Профсоюза за 2010 год, основанную…
Усилие затяжки проводников должно обеспечивать невозможность их самопроизвольного отсоединенияПри типографском издании рэ выполнять в соответствии с стп пв 182-84 на формате 145 Х 200 мм Приказ Приложение №1 Приложение №2 Приложение №3 Приложение №4 Приложение…Министерство Здравоохранения СССР. Приказ от 3 октября 1990г. №394. “Об утверждении положения о комплексном техническом обслуживании,…
Доклад о деятельностиОхватывает все основные моменты жизнедеятельности детей План Введение 1 Харктеристика основных средств 3 2 Правила учета…Учет операций по дооборудованию, текущему и капитальному ремнту основных средств
Курсовая работа по дисциплине “Устройство и эксплуатация железнодорожного пути”Приложение б график основных работ в «окно» при капитальном ремонте пути на щебне Приказ от 29 декабря 1971 г. N 576 об утверждении инструкции по технической…Утвердить и ввести в действие разработанную Республиканским бюро технической инвентаризации Министерства “Инструкцию по технической…
Приложение №1 к аукционной документации технические характеритики…Приложение №1), инструкцией о порядке производства работ посторонними организациями в эксплуатируемых сооружениях Московского метрополитена… Приложение №1 к документации Приложение № к договору № Приложение №1 к договоруНа выполнение работ по реконструкции тепломеханического, электросилового и газового оборудования в котельной по ул. Университетская,…
Клубника семенами: как выращивать рассаду из семян, посадка, уход, фото, видео – тепличные советы

Руководство, инструкция по применению

Инструкция, руководство по применению

Схема работы топливоподающей аппаратуры дизеля ЯМЗ

Топливоподающая аппаратура системы смазки дизеля ЯМЗ состоит из следующих основных узлов:

Масляный фильтр двигателя ЯМЗ-236

  • насоса, подающего топливо под большим давлением;
  • корректора подачи горючего;
  • насоса для подкачки горючего;
  • форсунок;
  • фильтра грубой и тонкой очистки топлива;
  • топливных проводов.

В некоторых двигателя может присутствовать муфта опережения впрыска.

Схема работы следующая: насос подкачки горючего забирает горючее из бака, при этом оно проходит поочередно через оба очистительных фильтра. После этого очищенное от загрязнителей дизельное топливо поступает на насос, нагнетающий высокое давление.

Он распыляет горючее через трубопроводы и форсунки в цилиндрах, согласно алгоритму их работы. Излишки горючего удаляются через перепускной клапан и жиклер в «тонком» фильтре, они сливаются обратно в бак. Туда же уходит и излишний воздух.

Ремонт

Мотор ЯМЗ-236 ремонтируется только в автосервисах, потому что нуждается в наличии специального оборудования и соответствующего инструмента. В разряд спецсредств входят стенды: для демонтажа и сборки силового агрегата и его составляющих, регулировочный, балансировочный, испытательный.

К специальному оборудованию относятся станок расточно-хонинговальный; устройства для шлифовки и полировки коленвала; стенд с ванной для опрессовки; развертки, с помощью которых шлифуют посадочные места седел клапанов; оснащение для монтажа клапанов направляющих; станки токарный и фрезерный; стенд для чистки форсунок; пресс, на котором прессуют сальники и подшипники; сварка аргонная (в некоторых случаях). Также может пригодиться другой инструмент и оборудование особого назначения для ремонта дизелей.

Как видим, потребуется довольно много оборудования, которое не каждый автосервис может себе позволить. Ремонт мотора ЯМЗ-236 выполняется в несколько этапов. Они достаточно сложны. За каждый отвечает специалист узкого профиля.

Разборка

Понятно, что двигатель разбирается при помощи расширенного набора инструментов и пневмопистолета. Выполнятся диагностика неисправностей, определяется перечень запчастей, необходимых к замене. Шлифуется коленвал. Делается подготовка блока цилиндров. Все запасные части и узлы моются. Как правило, мойка выполняется горячим керосином. Далее следует сборка элементов. Процедура разборки мотора длится около 6-8 часов. Чтобы подготовить детали к сборке, потребуется примерно 16-20 часов (это зависит от сложности неисправности). Сборки занимает до 36 часов. Процесс зависит от степени изношенности основных агрегатов и узлов, насколько хорошо подготовили элементы к последней стадии работы.

Просмотров: 4817

Не пропустите:

  • ТОП-10 cамых надежных двигателей легковых автомобилей
  • Ремонт Вольво хс70 (Volvo XC70)
  • Ремонт радиаторов на грузовых авто
  • Правильный прогрев двигателя продлит жизнь вашему авто
  • Зачем менять моторное масло в срок

Демонтаж маховика

Перед тем, как открутить маховик с коленчатого вала, потребуется обеспечить доступ к этому узлу. Для этого автомобиль устанавливается на яму и поддомкрачивается для снятия переднего водительского колеса, либо заезжает на подъемник. Последовательность действий следующая:

  1. из коробки КПП сливается масло;
  2. демонтируется стартер и коробка, снимается сцепление;
  3. несмотря на асимметричное расположение одного болта, делается отметка взаимного расположения коленвала и маховика;
  4. прикипевшие болты обрабатываются аэрозолем WD-40, откручиваются наполовину с одновременным удержанием от проворачивания маховика отверткой за болт крепления КПП, который вкручивается специально для этой цели;
  5. вначале полностью выкручиваются 5 болтов, затем откручивается последний, маховик в это время придерживается от падения свободной рукой пользователя.

Откручивание маховика

Основной проблемой становятся оборванные болты, резьбовая часть которых остается заподлицо в теле коленвала, и срезанная резьба внутри отверстий маховика. Первую проблему решает высверливание глухого отверстия в теле обломка болта, в которое заводится специальный инструмент – экстрактор.

Набор экстракторов для извлечения болтов и винтов

Резьба на нем обратная, конусная, поэтому при выкручивании при помощи гайковерта, дрели или аккумуляторного шуруповерта экстрактор надежно зацепляется внутри обломка болта и проворачивает его по резьбе на отворот.

Принцип действия экстрактора

Отверстия с неполной или сорванной резьбой реставрируются другим способом:

  1. высверливается отверстие следующего ремонтного размера для всего комплекта болтов;
  2. метчиком нарезается новая резьба;
  3. используются болты большего диаметра с учетом класса прочности.

Если реставрация посадочных резьбовых отверстий уже производилась, высверливается отверстие большего диаметра под ремонтную втулку, которая впрессовывается, вваривается или вкручивается на резьбе. Внутри втулки изготавливается резьба под диаметр болта меньшего ремонтного размера.

Ремонт резьбового отверстия втулкой

Ярославские дизели, надежда, опора и крутящий момент

Едва ли не единственным предприятием, которое способно выпускать конкурентоспособные дизельные двигатели для грузовиков и строительной техники, остается Ярославский моторный завод. Дизели ЯМЗ брутальны, надежны, просты и неприхотливы, порой даже показывают чудеса интеграции в новый век с его жесткими требованиями к экологичности выхлопа. Так, все дизеля, которые устанавливаются сегодня на автомобили Урал, МАЗ, Ивановские и Костромские экскаваторы, соответствуют как минимум нормам Евро 0.

Высокие грядки: как сделать правильно своими руками, устройство приподнятых грядок, фото, видео – тепличные советы

В частности, сегодня нас будет интересовать шестицилиндровый атмосферный дизель ЯМЗ 236, устанавливаемый на огромное количество дорожной и строительной техники, автомобили МАЗ, Урал, дизельные генераторы и на некоторые автобусы. Мотор был разработан 55 лет назад, но за неимением альтернативы продолжает пользоваться спросом. По современным меркам, даже для дизельного агрегата самой утилитарной строительной техники равных ему просто нет. В том смысле, что едва ли найдется в мире еще какой-то производитель, продающий рабочие музейные экспонаты. Тем не менее, 180 лошадиных сил, снятые с V-образного шестицилиндрового мотора объемом 11,2 литра, находят себе применение.

Видеоролик про двигатель ЯМЗ-236

Базовый мотор ЯМЗ 236 может комплектоваться множеством усовершенствований и навесных узлов:

  • механизмом отбора мощности;
  • механизмом гашения крутильных колебаний;
  • масляно-жидкостным радиатором,

и еще некоторыми устройствами, связанными с узкой специализацией определенной техники. Также есть модификация двигателя ЯМЗ 236 НЕ2 Турбо. На нем установлен турбонаддув и в результате этого мощность возросла до 230 сил. Цена двигателя, к слову, без КПП и сцепления составляет 460000 рублей.

Но какие бы навесные устройства ни ставили на этот дизель, обслуживание и регулировки просто неизбежны. Мотор прост как в настройках, так и в обслуживании, поскольку повредить его нужно еще уметь. Все же некоторые технологические процессы требуют пояснений, в частности, регулировка клапанного механизма.

Смазочная система

Система смазки двигателей ЯМЗ 236, как уже упоминалось, комбинированного типа, с «мокрым» картером. Ее основные узлы:

Схема смазки двигателя ЯМЗ-236

  • Картер.
  • Масляный заборник.
  • Масляный насос.
  • Редукционный клапан.
  • Радиатор.
  • Фильтр очистки первой ступени.
  • Перепускной клапан.
  • Сигнальный светодиод или лампа.
  • Масляный фильтр центробежной очистки.
  • Распредвал.
  • Ось толкателей.
  • Коленвал.
  • Дифференциальный клапан.
  • Форсунка поршневого охлаждения.
  • Турбокомпрессор.
  • Дроссель.
  • Перепускной клапан теплообменника.
  • Выключатель вентилятора.
  • Привод вентилятора.
  • ТНВД.

Перепускной клапан в составе радиатора включен в систему смазки ЯМЗ для того, чтобы отводить часть масла в общую магистраль, если разность давлений до и после теплообменника составляет 274 Кпа или превышает это значение. Аналогичное устройство размещено в масляном фильтре. Оно срабатывает, если разность давлений на входе и на выходе фильтра достигает 200–250 Кпа. При срабатывании клапана загорается световой сигнал на приборной панели, т. к. это означает неисправность в системе смазки двигателя ЯМЗ — либо засорение масляного фильтра, либо загустевание масла.

Схема смазочной системы двигателя ЯМЗ-236

Конструкция насоса

Масляный насос ЯМЗ подает смазку к обслуживаемым механизмам напрямую из фильтра, причем две секции насоса качают масло в различные узлы двигателя. Передняя часть, с редукционным клапаном, работает на общую смазочную систему, а задняя часть нагнетает масло в масляный радиатор.

Масляный насос двигателя ЯМЗ-236

Насос получает масло из поддона картера. Его основная, первая секция перекачивает смазку в фильтрующий элемент грубой очистки. Там поток масла разделяется — часть направляется в узел тонкой очистки, откуда потом сливается обратно в картер, а часть — в основную магистраль. Таким образом осуществляется перманентная очистка циркулирующего в двигателе ЯМЗ масла.

Из главной магистрали масло под давлением направляется к опорам распредвала и коренным подшипникам коленвала. Из этих узлов оно по соответствующим каналам отводится к шатунным подшипникам и поршням.

Под давлением, струей смазка идет из передней опоры распредвала внутрь оси толкателей для обеспечения работы втулок. В дальнейшем она распространяется по штангам толкателей и самотеком идет к клапанному механизму.

Задняя секция насоса, работающая на масляный радиатор, обеспечивает своевременное охлаждение всей смазочной конструкции двигателя, т. к. охлажденная смазка подается обратно в картер.

Система смазки двигателя ЯМЗ-236 с односекционным масляным насосом и жидкостно-масляным теплообменником

Болты для иномарок

Чтобы избежать путаницы с крепежными болтиками маховиков двигателей авто иностранных производителей в отсутствие мануала с переводом на русский язык, составлена таблица для некоторых иномарок:

Автомобиль Оригинальная деталь Допустимые аналоги
параметры цена (руб.) производитель цена (руб.)
Форд М10х1, длина 19,5 мм, класс 12.9 500 JP Group

Bilstein

300

400

Вольво М10х1, длина 19,5 мм, класс 12.9 600 SWAG

SACHS

300

70

Ауди М10х1, длина 19 мм, класс 12.9 500 Febi Bilstein 200 – 300
Фольксваген М10х1, длина 19 мм, класс 12.9 400 SWAG 300
Man М16х1,5, длина 73 мм, класс 10.9 700 PE Automotive

Sampa

Trucktec Automotive

300

300

400

Evobus М12х1,5, длина 26 мм, класс 10.9 500 Febi Bilstein

DT

Lemforder

Templin

400

400

400

300

Мерседес Бенц М14х1,5, длина 60 мм, класс 10.9 700 DT

Febi Bilstein

600

500

На отечественной Лада Гранте маховик крепится болтами М10х1,25 с усилием затяжки 62 Нм, затем 87,4 Нм, доворотом на 45 градуса дважды.

Болт маховика Форд Фокус

Таким образом, болты маховика настоятельно рекомендуется обновлять при каждом ремонте сборочной единицы. Очередность вкручивания динамометрическим ключом немного отличается от классического «креста», но интуитивно понятна пользователям.

Моменты затяжки резьбовых соединений

Наименование соединения – моменты затяжки кгсм

Свечи зажигания – 3,0–3,5

Гайки крепления головки блока цилиндров – 8,3–9,0

Гайки крепления болтов шатунов – 6,8–7,5

Гайки крепления крышек коренных подшипников – 10,0–11,0

Гайки крепления маховика – 7,6–8,3

Гайки крепления картера сцепления к блоку цилиндров – 2,8–3,6

Болт коленчатого вала – 17–22

Болты крепления нажимного диска сцепления – 2,0–2,5

Гайки крепления впускного трубопровода и выпускного коллектора – 1,5–3,0

Гайки крепления поддона картера – 1,2–2,0

Болты крепления головки блока цилиндров:

предварительная затяжка – 4,0–6,0

окончательная затяжка- 13,0–14,5

Гайки крепления болтов шатунов – 6,8–7,5

Болты крепления крышек коренных подшипников – 10,0–11,0

Болты крепления маховика – 7,2–8,0

Болты крепления картера сцепления – 4,2–5,1

Болт коленчатого вала – 10,4–12,0

Болты крепления нажимного диска сцепления – 2,0–2,5

Изучаем породы коров по фото и описаниям

Болты крепления крышек распределительных валов – 1,9–2,3

Болты крепления звездочек распределительных валов – 5,6–6,2

Болты крепления крышки клапанов – 0,5–0,8

Гайки крепления впускной трубы, болты крепления усилителя картера сцепления           – 2,9–3,6

Болты крепления шкива насоса охлаждающей жидкости, передней крышки головки цилиндров, крышки цепи, корпуса термостата – 2,2–2,7

Болты крепления сальникодержателя, поддона картера – 1,2–1,8

Гайки крепления выпускного коллектора – 2,0–2,5

Гайки крепления крышек коренных подшипников – 12,5–13,6

Гайки болтов крышек шатунов – 6,8–7,5

Гайки болтов крышек шатунов – 6,8–7,5

Гайки крепления стоек оси коромысел – 3,5–4,0

Штуцер крепления масляного фильтра – 8,0–9,0

Масляный фильтр – 2,0–2,5

Гайки крепления фланцев валов раздаточной коробки* – 20–28

Болты крепления картеров коробки передач – 1,4–1,8

Болты крепления переднего и заднего картеров и крышек раздаточной коробки* – 1,2–1,8

Гайки крепления карданной передачи к раздаточной коробке*, переднему* и заднему мостам – 2,7–3,0

Болт крепления шлицевой вилки заднего карданного вала** – 5,0–5,6

Гайки крепления ведущих фланцев переднего моста* – 11–12,5

Гайки крепления рычага поворотного кулака* – 11–12,5

Гайки крепления цапфы* – 11–12,5

Болты крепления редуктора заднего моста с балкой типа банджо – 5,5–7,0

Гайка крепления фланца ведущей шестерни переднего и заднего мостов – 16,0–20,0

Болты затяжки резинометаллических втулок – 12,0–15,0

Гайки стремянок рессор – 12,0–15,0

Гайки резервуара амортизаторов – 9,0–15,0

Гайки крепления колес – 30,0–38,0

Гайки стопорных штифтов шкворней поворотных кулаков* – 3,2–3,6

Гайки крепления шаровых шарниров рулевых тяг – 7,0–10,0

Болты крепления поворотных рычагов к поворотным кулакам – 11,0–12,5

Болты хомутов поперечной рулевой тяги – 1,4–1,8

Гайки крепления кронштейна рулевого механизма к лонжерону – 2,8–3,6

Болты крепления рулевого механизма к кронштейну – 4,4–6,2

Гайка крепления рулевого колеса – 6,5–8,0

Гайка крепления рулевой сошки – 10,5–14,0

Гайки крепления клиньев карданных вилок – 1,8–2,5

Болты крепления тормозных скоб к поворотным кулакам – 10,0–12,5

Болты крепления тормозных щитов – 5,0–6,2

Болты крепления колесных цилиндров – 1,4–2,0

Гайки крепления главного цилиндра к вакуумному усилителю – 2,4–3,6

Гайки крепления вакуумного усилителя – 1,2–1,7

Гайки точек эластичного крепления кузова к раме – 3,1–3,9 *

*Для автомобилей типа 4х4;

**для автомобилей типа 4х2

Для автомобилей типа 4х4; **для автомобилей типа 4х2

Проверка и регулировка клапанов

Регулировка клапанного механизма сводится к регулировке теплового зазора. Величина теплового зазора у впускных и выпускных клапанов одинакова и равна 0,25-0,3 мм при замере на холодном двигателе.

Для большей точности при регулировке и повторной проверке тепловых зазоров коромысла клапанов рекомендуется прижимать: на головке правого ряда цилиндров коромысла выпускных клапанов к торцу оси, впускных клапанов — к стопорному кольцу; на головке левого ряда цилиндров коромысла выпускных клапанов к стопорному кольцу, впускных клапанов — к торцу оси.

Последовательность регулировки клапанного механизма такая:

  • отвернуть барашки крепления крышек головок цилиндров и снять крышки
  • проверить момент затяжки болтов крепления осей коромысел, который должен быть 120-150 Н*м (12-15 кгс*м)
  • проворачивая коленчатый вал по часовой стрелке (со стороны вентилятора) ключом за болт крепления шкива или ломиком за отверстия в маховике и внимательно наблюдая за движением впускного клапана первого цилиндра, установить момент, когда он полностью поднимется (то есть полностью закроется)
  • продолжая вращать коленчатый вал, проверните его еще примерно на 1/3 оборота. В это время в первом цилиндре происходит такт сжатия, и оба клапана этого цилиндра будут закрыты
  • проверить щупом зазор между торцом клапана и носком коромысла у впускного и выпускного клапанов первого цилиндра и при необходимости отрегулировать (рис.19)
  • для регулировки зазоров отвернуть контргайку регулировочного винта, вставить в зазор щуп и, вращая винт отверткой, установить зазор 0,25-0,30 мм
  • придерживая винт отверткой, затяните контргайку и проверьте величину зазора.
  • регулировка последующих зазоров осуществляется в последовательности порядка работы цилиндров (ЯМЗ-236: 1-5-4-2-6-3, ЯМЗ-238: 1-5-4-2-6-3-7-8)
  • после регулировки зазоров запустить двигатель и проверить его работу.
  • при необходимости проверить зазоры
  • поставить и закрепить крышки головок цилиндров
  • проверить состояние прокладок.

Установка и балансировка

Чтобы в следующий раз открутить болт без усилителя и экстрактора необходимо при сборке использовать динамометрический ключ и рекомендации производителя. В мануалах для каждой модели авто имеется подробная информация по схеме и усилию затяжки. Производители рекомендуют применять анаэробный фиксатор резьбы, в котором смачивается вся часть болта, вкручиваемая в тело коленвала.

Расчет усилия затяжки

Например, для ВАЗ/Lada указано затягивание по четырехступенчатой схеме вкручивания болтов М10 х 1,25:

  1. По нижней схеме с усилием 62 Нм;
  2. затяжка до 87 Нм аналогичным образом;
  3. контрольный поворот головок на 90 градусов;
  4. фиксирующий поворот еще на 90 градусов.

Последовательность закручивания 6 болтов

При использовании динамометрического ключа со шкалой кгс х м момент затяжки составит 6,2 и 8,7 единиц, соответственно.

Таблица из мануала ВАЗ усилия затяжки резьбы

Однако в эту таблицу по умолчанию заложен крепеж класса прочности 12,9 единиц. На практике часто используются болты класса прочности 4,6 – 8,9, поэтому лучше использовать универсальную таблицу ГОСТ для моментов резьбовых соединений всех типоразмеров.

Универсальная таблица

Для ЗАЗ СЭНС производитель рекомендует трехступенчатую схему: закручивание до 35 Нм, доворот на 30 градусов, затем еще на 15 градусов.

Регулировка биения

Маховик является массивной деталью, смещающей центр тяжести сборочной единицы коленвала, поэтому в идеале после каждого ремонта, замены оригинальным изделием, облегченным вариантом или двухмассовым маховиком необходима балансировка на стенде:

  • отдельно коленчатый вал;
  • в сборе с маховиком;
  • затем с присоединенной корзиной сцепления.

Балансировка коленвала в сборе

Кроме того, проверяется зазор между посадочными поверхностями деталей сборочной единицы. При необходимости придется выкрутить болт напротив участка с зазором, протянуть крепеж до полного контакта, затем затянуть ослабленный болт заново.

Если болты открутились во время движения, скорее всего, придется заменить маховик, так как коленвал не прекратит вращения, разобьет посадочные резьбовые отверстия в маховике. Возможна деформация элементов сцепления и прочие поломки.



Уважаемые читатели, подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен. Нажмите "Подписаться на канал", чтобы получать все самые лучшие материалы к себе в ленту.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Закрыть