Навесное оборудование для мотоблока

Удобная самодельная сеялка к мотоблоку

Условно сеялки к мотоблокам подразделяются по числу одновременно засеиваемых рядов – от 1 до 5, выделяют также сеялки овощные и сеялки точного высева. Сеялки овощные применяются для пунктирного посева овощей: моркови, лука, свеклы. Аппарат для подачи семян приводится от опорно-приводных колес секций. Кроме того частота вращения аппарата регулируется сменными звездочками.

Сеялки овощные точного высева имеют щеточное высевающее устройство. В таком устройстве вращающаяся щетка ворошит слой семян в бункере, чтобы они высыпались в отверстие, расположенное в его задней стенке. Отверстие закрывается поворотным диском, имеющим отверстия различного диаметра. Поворотом диска можно изменять размер отверстий и таким образом менять норму высева семян.

Самодельная сеялка к мотоблоку обычно соединяется с мотоблоком при помощи универсальной сцепки, благодаря которой можно комплектовать мотоблок двухрядными и четырехрядными сеялками.

Изготовление оборотного плуга

Перед тем, как начать создавать плуг своими руками, следует проконсультироваться у специалиста, так как в процессе изготовления могут возникнуть сложности.

Наиболее простая и подходящая для новичков конструкция у однокорпусного плуга. Верх корпуса имеет загнутое перо, что позволяет обрабатывать переворачиваемый пласт земли. Этот агрегат подойдет для обработки твёрдой почвы.

Важно! Соблюдайте все инструкции при создании плуга. Малейшая неточность приведет к негативным проявлениям во время работы с ним.. Для создания плуга потребуется сталь толщиной 3-5 мм

Сначала делаем лемех, который должен быть съёмным. Режущую часть отбивают на наковальне и затачивают. Следующим делают овал. Для заготовки используют трубу диаметром 0,5 м. Стенки должны быть толщиной 5 мм. Газовой сваркой вырезают по шаблону заготовку, которую шлифуют болгаркой. Изготовив две детали из стали толщиной 2-3 мм, делают корпус плуга, после чего собирается всё устройство

Для создания плуга потребуется сталь толщиной 3-5 мм. Сначала делаем лемех, который должен быть съёмным. Режущую часть отбивают на наковальне и затачивают. Следующим делают овал. Для заготовки используют трубу диаметром 0,5 м. Стенки должны быть толщиной 5 мм. Газовой сваркой вырезают по шаблону заготовку, которую шлифуют болгаркой. Изготовив две детали из стали толщиной 2-3 мм, делают корпус плуга, после чего собирается всё устройство.

Данный плуг предназначен для крошения и оборота пахотного слоя. Плуг присоединяется к мотоблоку с помощью сцепки. Агрегат должен быть отрегулирован так, чтобы боковая грань полевой доски при работе была вдоль стенки борозды. Лемех должен находиться горизонтально. Устройство оборотного плуга позволяет отваливать слой земли в одну сторону.

Знаете ли вы? В 1920-1930-х годах в других развитых странах, таких как Швейцария, Англия и Америка, появились первые мотоблоки, но пик популярности пришелся на послевоенное время.

Картофелекопалка своими руками

Еще один вариант самоделки для мотоблока своими руками – это картофелекопалка.

Картофелекопалка облегчает процесс уборки урожая картошки.

Для создания этой техники потребуется сварная рама, лемех, редакционный узел и барабан-очиститель.

Лемех – это подвижная часть картофелекопалки, которая создаётся с помощью стальных прутьев и нескольких заострённых стальных пластин. Острые концы конструкции лемеха должны быть затуплены для предотвращения повреждения клубней картофеля. Для сварной рамы нужен угол, сделанный из метала, размер которого должен быть 60 на 40 мм, а также профилированная труба и отрезок швеллера №8. Размеры должны соответствовать габаритам мотоблока.

Редакционный узел – это главная деталь копалки для картофеля. Для создания этого агрегата требуется два цилиндра из металла. Они выполняют роль стаканов для соединительных втулок. Это обеспечивает взаимодействие ведущего и ведомого валов. Из металлической трубы диаметром 25 мм делаются ступицы, к ним приваривают передаточные звёздочки. С помощью шпонок к звёздочкам присоединяют втулки.

Барабан-очиститель является сложной частью копалки для картофеля. Конструкция оборудования состоит из пары роликовых цепей по 94 звена. Они надеваются на стержни, и эта деталь крепится на две оси, которые затем фиксируются. Это обеспечит подвижность оборудования во время вращения.

Усилием вала двигателя лемех картофелекопалки, который прикрепляется к подвижному кожуху, меняет угол наклона в процессе движения мотоблока.

Угол наклона регулируется с помощью ползунка. Создать его можно из фторопласта. Параметры подбираются в соответствии с характеристиками основного агрегата.

Знаете ли вы? Один из первых мотоблоков был выдан шведскому подданному Конраду фон Мейербургу в 1912 году под маркой Siemens Bodenfräse.

Копалка для картофеля выглядит так:

Как самому сделать дополнительные фрезы и плуг

Одними из видовнавесного оборудованиядля мотоблокаявляются фрезы и плуг, их можно создатьсвоими руками. Фреза позволяет обрабатывать пласты после вспашки заболоченных участков. Плуг используется для вспашки земли.
Фрезы применяются на мягком и постоянно обрабатываемом грунте. Плуг используется на целине.

Фрезы безопасны в работе благодаря саблеобразной форме. Когда мотоблок наезжает на корень или камень, фрезы поднимают технику подобно колесу авто. Если фрезы прямые, они цепляются за преграду, что может привести к тому, что мотоблок опрокинется.

Ножи крепятся пластинами к основанию фрезы. Они приварены к валам под разными углами. Это помогает фрезам плавно входить в землю. Для ножей используют углеродистую сталь. Для создания других деталей используют сталь марки Ст-25, Ст-20. Они легко поддаются сварке.

Также можно сделать и почвенные фрезы в виде «гусиных лапок» из стали. Применяются при работе с твёрдой землей. Устанавливают их на любой мотоблок.

«Гусиные лапки» применяются для вспахивания земли под картофель.

Диаметр оси для четырёхрядных фрез для мотоблока – 30 мм.

Как самостоятельно изготовить окучник для картофеля

Прежде всего, определимся, какой именно инструмент вам подходит. Приспособления для окучивания бывают нескольких видов:

Листерный с фиксированным и регулируемым углом

Фиксированный – это самое простое в использовании и изготовлении приспособление. Изготовить его просто, с использованием приложенных чертежей:

Основание варится из стального листа толщиной не менее 3 мм. Это узел первым встречает сопротивление почвы.

Для кронштейна применяем стальную полосу 4 мм, желательно после отформовки закалить деталь. Полевую доску можно согнуть из стали 5 мм, например – из листа рессоры. Только металл сначала надо «отпустить», а затем снова закалить.

Стойка – элемент конструкции, который несет на себе всю нагрузку. Поэтому для него подберите полоску не менее 8 мм толщиной.

Общий вид основания на иллюстрации:

Сварку необходимо выполнить в два прохода, с каждой стороны стыка.

Крылья можно делать из листа потоньше. Достаточно 2 мм

Важно соблюсти размерность, иначе не получится правильно состыковать крылья с основанием

Крылья изгибаются на любом шаблоне – подойдет стальная труба подходящего диаметра.

За счет вогнутой геометрии и наличия сварных швов, конструкция получается жесткой.

Регулируемый листерный окучник так же легко изготавливается самостоятельно. Отличие в том, что крылья шарнирно крепятся к основанию, а в хвостовой части предусмотрены штанги для регулировки угла.

Технология и толщины заготовок такие же, как в предыдущей модели. Универсальность насадки существенно возрастает.

Скорость обработки можно удвоить, если изготовить двухрядный окучник для мотоблока.

К уже готовой конструкции необходимо лишь доработать тяговое устройства. Крепления имеет смысл сделать подвижными, чтобы была возможность регулировки ширины рядов.

ВАЖНО! Любые листерные окучники требуют значительной мощности мотоблока. Поэтому при изготовлении необходимо изучить инструкцию, чтобы ваш труд не пропал.

Дисковые окучники

Преимущество этого типа навесного оборудования в синхронизации с возможностями мотоблока. Можно регулировать скорость и мощность, которые взаимно исключают друг друга. Поскольку сопротивление в почве небольшое – нет необходимости использовать более мощный мотоблок.

Еще одно преимущество – правильно подобрав размеры дисков, можно окучивать картофель при разных фазах роста.

Принцип конструкции понятен на схеме:

Изготовить такой навес можно самостоятельно. Сложность лишь в отформовке дисков. Чаще всего используют отработанные резаки от колхозной сеялки. Поездив по деревням – модно отыскать недорого неплохие экземпляры. Крепить лучше на подшипники с установленными сальниками. Втулки скольжения будут подклинивать.

Если один диск заклинит – мотоблок может развернуть в сторону. Настройка дискового окучника заключается в подборе углов наклона и глубины погружения. Для этого кронштейн оснащается подвижными элементами с болтовой фиксацией.

Любопытный вариант донора для дисковых окучников – изношенные дисковые пилы.

С их помощью не так эффективно поднимается грунт с междурядья, но зубцы дополнительно рыхлят почву, и можно установить не такой острый угол между дисками.

Это компенсирует отсутствие чашеобразного профиля. Разумеется, оси должны быть на подшипниках. Иначе никакого вращения не будет – вы просто будете грести землю вдоль рядков. Если вы не смогли достать чаши для дисков – это ваш вариант.

Пропеллерные окучники

Используют две силы – поступательное движение и вращение. Активный окучник для мотоблока требует наличия у агрегата двух передач и вала отбора мощности. Эффективность обработки возрастает в разы, соответственно повышается и стоимость оборудования. Поэтому так же, как и предыдущие модели – окучники пропеллерного типа можно и нужно изготовить самостоятельно.

Опять же, ничего кроме качественного железа, болгарки и сварочного аппарата не требуется. Оси подгоняются к мотоблоку, остальные детали просто привариваются дуговой сваркой.
Преимущество данного приспособления в том, что он выполняет две задачи за один проход мотоблока.

Междурядье рыхлится, часть земли одновременно перебрасывается на ряды. То есть, происходит окучивание взрыхленным грунтом.

Регулировка окучника пропеллерного типа не требуется, устанавливается лишь расстояние между насадками. Разная степень рыхления и высоты окучивания задается формой грунтозацепов и углами установки относительно оси вращения.

Можно изготовить пару втулок с кронштейнами, и набор лопастей для разного вида окучивания. Достаточно будет оперативно менять зацепы, и у вас каждый раз будет новый инструмент, практически без дополнительных затрат.

Черенки для плоскореза Фокина

Фото

Черенки для ручного инструмента отличаются формой от ручек для другого садового инвентаря. Чтобы удобно было работать, черенок должен быть прямоугольной формы. Именно такой черенок не скользит и не переворачивается в руках, что помогает предотвратить появление мозолей на ладонях. Используя плоскорез Фокина для работы на огороде и для обработки приствольных кругов в саду, не будет чувствоваться усталость в спине и руках.

При покупке или изготовлении черенка нужно следить за тем, чтобы он был достаточной длины. В зависимости от роста человека выбирается длина деревянной рейки.

Некоторые садоводы и огородники имеют только один черенок, а при необходимости прикручивают к нему или маленький или большой плоскорез. Это доставляет массу неудобств.

Совет!

Для удобства необходимо приобрести 2 черенка, чтобы плоскорезы были готовы к работе в любое время.

Готовые черенки можно приобрести в магазине, а можно изготовить своими силами из прямоугольной рейки.

Материалы и инструменты для работы:

  • рейки деревянные в количестве 2 шт.;
  • наждачка, желательно мелкая;
  • рубанок для выравнивания поверхности;
  • дрель;
  • сверло с диаметром 8 мм.

Как сделать картофелесажалку

Посадка картофеля на нескольких больших огородах занимает много времени и сил. Посадка может быть упрощена, если использовать картофелесажалку, которую можно сделать своими руками, а затем прикрепить к мотоблоку.

Лучше всего будет использовать мотоблок с небольшой мощностью. Сажалка для картофеля будет сама прокладывать посадочную борозду, забрасывать в лунки картофель и засыпать их землёй.

Потребуются следующие детали для сборки этого устройства:

  • звёздочки (зубьев на шестерёнке должно быть 32: и на ведущей, и на ведомой)
  • цепь
  • швеллера восьмого размера.

На нём должно поместиться до 20 кг картофеля.

Также существует ещё одна схема, но она сложнее по конструкции и интереснее в плане сборки. Основная задача устройства – посадить картофель на одинаковом расстоянии и на равной глубине.

Это самодельное оборудования для мотоблока используется на обработанной заранее почве. В таком случае картофель сажается равномерно, а результат отразится на урожае картофеля.

Такой агрегат используется как на небольшом огороде, так и на большом поле.

Важно! Картофелесажалка подойдет не только для картофеля, но и для других овощей.

Для создания такого оборудования потребуются чертежи на бумаге. Для основы берётся рама, и к ней крепятся все узлы. Рама сваривается из швеллеров и стальных полосок.

Арка приваривается к передней части лонжеронов, и приваривается вилка для центральной тяги. Крепежи используются для нижней тяги. Пластинки крепятся в качестве опоры сбоку от рамы.

Стальные полоски усиливают раму. Для бункера понадобится фанера толщиной в 1,5 см. Из неё вырезают детали, которые скрепляют уголками. После этого бункер красят и покрывают изнутри резиной. Это предотвращает повреждение картошки при посадке.

Полученную раму скрепляют с рыхлителем и колёсной осью. Когда работа будет выполнена, нужно заварить штифты. Стальными зажимами крепится колёсная ось.

Для колёс используются стальные листы. Форма колёс должна быть цилиндрической, чтобы меньше сминать почву. Также на колёсах должно быть по две ступицы, а на них по одному подшипнику. На них насаживаются шипы, чтобы подшипники не загрязнялись.

Чтобы не заниматься изготовлением колёс, можно купить колёса от другой сельскохозяйственной машины.

Для держателя рыхлителя используют квадратную штангу. Из листовой стали на концы штанги приваривают обоймы, внутрь монтируют стойки лап культиватора.

Стальная или чугунная труба будет применяться в виде сеялки картофелесажалки. Её толщина должна быть не менее 10 см в диаметре. Внизу трубы приваривается устройство, которое будет делать борозды.

После регулировки бороздореза нужно крепко стянуть стремянки.

Такое устройство имеет большой вес, поэтому перед монтажом оборудования на мотоблок нужно ставить противовес. Это поможет агрегату не переворачиваться от картофелесажалки.

Картофелесажалкой нужно управлять в четыре руки. Один человек садится за мотоблок, другой за картофелесажалку. В бункер засыпают картофель. Мотоблок должен двигаться со скоростью 1 км/ч, чтобы между кустами посаженной картошки было оптимальное расстояние.

Засыпать посаженый картофель самостоятельно не понадобится. Сделанные засыпные диски будут делать это за вас.

После посадки картофеля на поле остаются следы. Убрать их можно с помощью лап, они устанавливаются на культиваторе.

Знаете ли вы? Первые прототипы мотоблока были созданы еще в XX веке.

Картофелесажалка выглядит примерно так:

Практическая настройка окучника на мотоблоке

Теория работы приспособления для окучивания описана в учебниках для дачников настолько подробно – что разобраться в настройках может даже человек, далекий от сельского хозяйства. Однако на практике работает поговорка «гладко было на бумаге, да забыли про овраги!».

Особенности грунта, текущей погоды, качества заточки окучников – это далеко не весь перечень факторов, влияющих на качество вспашки. Не говоря уже о характеристиках мотоблока.
Поэтому, прежде чем заезжать на грядку – необходимо пройтись техникой по «целине».

Желательно, чтобы характеристика грунта была такой же, как и на культурной почве. В ходе «работ» вы, во-первых – почувствуете, как себя ведет навесное оборудование, во-вторых – выставите правильные углы и глубину обработки.

Не менее важно подобрать правильную скорость вспашки (окучивания) Выше была описана связь между скоростью и мощностью при использовании дисковых насадок. Тоже самое, касается и остальных приспособлений

Иногда плохонький самодельный окучиватель, при грамотно подобранной скорости, творит чудеса. А дорогущий активный разрыхлитель просто разбрасывает землю по сторонам.

Подробный рассказ о настройках окучивателя картофеля и установки его на мотоблок КАДВИ, смотрите в этом видео материале.

Самодельная лопата для мотоблока

Мотоблок часто выступает в роли бульдозера, выравнивающего грунт, а также очищающего тротуары или дороги от грязи снега. Для он оснащается лопатой-отвалом.

Делается самодельная лопата для мотоблока без всяких трудностей, если у вас в хозяйстве имеются«болгарка», дрель и сварочный аппарат.

Долго искать подходящий металл вам не придется, так как для изготовления лопаты-отвала подойдет обычная двухсот литровая стальная бочка. Аккуратно порезав ее на три части, вы получите три криволинейных сегмента для лопаты. Сварив по контуру два из них, получите лопату -отвал с толщиной металла в 3 мм, чего вполне хватит для требуемой жесткости лопаты-отвала.

Изготовления плоскореза своими руками

Чертёж

Один конец рейки, к которой будет прикручен плоскорез Фокина, должен быть закругленным. С самого низа необходимо оставить 20-25 см без закругления, так как легче будет просверлить отверстия для закрепления плоскореза. Верхний конец палки рекомендуется сузить, а с помощью рубанка необходимо скруглить углы.

Не важно, купили ли вы черенок в магазине или сделали своими руками, его нужно обработать наждачной бумагой. Таким образом, будут убраны все заусеницы, что позволит не получить мелких травм при работе с инструментом

Для пропитки готовых черенков применяют горячее растительное масло. После того как масло впитается в деревянную рейку, необходимо прикрутить плоскорез. Обработка черенка таким способом значительно продлит срок эксплуатации садово-огородного инвентаря.

При закреплении плоскореза к палке рекомендуется под шапку болта подложить плоскую металлическую шайбу большего размера. Такая манипуляция также продляет срок службы инструмента.

Варианты крепления плоскореза к черенку

  1. Крепление производят в зависимости от того, какой рукой вы работаете: правой или левой. Необходимо положить плоскорез на ручку таким образом, чтобы его носик смотрел в левую или правую сторону, в зависимости от ведущей руки.
  2. Физические возможности человека влияют на крепление инструмента. Длинное лезвие плоскореза требует определенных усилий во время работы. Сначала можно попробовать стандартное крепление. Если вы заметили, что вам работать сложно, и вы устаете, попробуйте уменьшить длину лезвия. Как уменьшить его длину? Плоскорез следует положить на ровную поверхность, а сверху – ручку, вы заметите, что лезвие станет короче.
  3. Крепление зависит от роста человека. При небольшом росте лезвие следует расположить под большим углом, если рост высокий, достаточно расположить перпендикулярно по отношению к черенку. Менять расположение угла лезвия позволяют 2 отверстия, размещенные на определенном расстоянии друг от друга.
  4. Для маленького плоскореза необходимо подобрать длинный черенок, чтобы не наклоняться низко и уменьшить нагрузку на спину. Плоскорез Фокина крепится перпендикулярно ручке, а носик направляется в нужную сторону, в зависимости от того, какой рукой вы работаете.

Заточка плоскореза

Не все работы в саду и на грядках требуют идеальной заточки плоскореза. Например, если сорная трава еще не разрослась и не достигла больших размеров, лучше срезать ее слегка притупившимся плоскорезом, так как он собирает сорняки на себя и, не разрезая их, выдергивает из земли. Не нужна экстра-заточка и при разравнивании почвы.

Но острым плоскорезом гораздо легче и удобнее работать. Для затачивания инструмента используют специальные бруски и точилки.

Затачивание проводится по всем внешним кромкам

Самая узкая часть, но часто используемая – «носик» тупится чаще всего, поэтому ему стоит уделить внимание в самом начале. Основная широкая режущая кромка также должна быть заточена, с ее помощью подрезают сидераты, сорняки и используют для рыхления грядок в весеннее время

Внутренняя сторона инструмента затачивается слегка.

Прежде чем заточить инструмент, его следует осмотреть. Вы сможете визуально определить, какая сторона плоскореза требует основательной заточки.

Прицеп для мотоблока своими руками

Мотоблок облегчает труд при вспахивании грунта, посадке и уборке культур, а также может перевозить более 400 кг груза.

У любого сельскохозяйственного работника часто возникает необходимость перевезти урожай, вывезти мусор, строительные материалы. Мотоблоки навесное оборудование к нему, такое как прицеп, помогут в этом.

Предлагаем вам ознакомиться с инструкцией по созданию прицепа своими руками.

Для начала лучше всего нарисовать подробный чертёж. Оборудование следует прорисовать с нескольких сторон, на каждую деталь подписывать размер или длину.

Важно! Для узла или сцепки нужен отдельный план.

Теперь с этой схемой мы можем представить наглядно масштабы работы и составить список материалов и инструментов для создания прицепа.

Основные моменты:

1. Какие основные узлы будут соединять прицеп (скручивание болтами или сварка);

2. Как будут реализовываться движения поворотных деталей (подшипник, шарнир, ось);

3. Потребность в опрокидывателе;

4. Нужны ли стояночные подставки.

Размеры повозки для мотоблока зависят от грузоподъёмности. Стандартные размеры кузова следующие: длина – 1,5 м, ширина – 1,15 см, высота – 28 см. Такая тележка выдерживает 2,5 центнера.

Основные детали прицепа:

  • сварной каркас с устройством сцепа,
  • сидение для водителя,
  • рама,
  • кузов,
  • одна или две оси с колёсами.

Сварку проводить нужно очень тщательно, так как на раму приходится максимум ударной нагрузки.

Важно! В качестве оси может подойти и старая колёсная база.

Ёмкость для кузова делается из листов железа или из досок. Лучше всего будет укрепить углы уголками из металла. Верхние края упрочняют швеллером или полосками нержавейки. На раме кузов крепится с помощью трёх деревянных балок на прикрученные к ней болты.

Так как крепиться тележка будет на штатный кронштейн, необходимо подготовить нужную консоль, например, окучиватель. Нижняя часть консоли – ось. Вокруг неё двумя подшипниками крепится поворотный узел. Во избежание разрушения конструкции промежуток между подшипниками смазывают. В полый продольный шарнир загоняется дышло и фиксируется запирающим кольцом.

После этого закрепляем кресло для водителя и устанавливаем колёса. Также для удобства можно сделать подножку.

Добавить комментарий