Удивительный космос

Созвездие заяц – все о космосе

Фантастическая коллекция самых интересных и свежих фотографий далекого и не очень космоса. Очень интересно!
Исландия
Начнем с самого неземного места на Земле — Исландии. Холодная ночь. На заднем фоне виднеется крупнейший ледник на острове — Ватнайёкюдль.

Кажется, что что яркое зеленое северное сияние рождается из ледника, как из вулкана. Справа видно длинное необычное линзовидное облако, окрашенное в зеленый цвет свечением другого северного сияния позади него. Над этим линзовидным облаком находятся необычные радужные линзовидные облака, заходящая Луна и заходящие звезды.

Тайны черных дыр

Из чего состоят струйные выбросы черных дыр? Многие черные дыры в двойных звездных системах окружены дисками из газа и плазмы, которые они своей гравитацией сорвали со звезды-партнера.

Часть этого вещества после того, как близко подойдет к черной дыре, улетает из двойной системы в виде мощных струйных выбросов — джетов, вырывающихся с полюсов вращающейся черной дыры.

Шаровое скопление М15 в созвездии Пегаса
Звезды, словно пчелы, роятся вокруг центра шарового скопления М15 в созвездии Пегаса. Этот шар состоит из 100 000 звезд, и он вращается вокруг Млечного пути.

M15 находится на расстоянии около 35 тысяч световых лет от нас и его можно легко разыскать с помощью бинокля: у него в центре одна из самых больших концентраций звёзд.

NGC 4921 — галактика в созвездии Волосы Вероники

Где находится спиральная галактика NGC 4921? В настоящее время считается, что расстояние до нее составляет около 310 миллионов световых лет. Среди прочих спиральных галактик NGC 4921 выделяется тем, что ее спиральные ветви испускают довольно тусклое свечение по сравнению с центральной зоной. Это означает, что в рукавах галактик почти не происходят процессы звездообразования, что довольно нетипично для галактик подобного рода. Галактика входит в состав скопления галактик Комы.

Планетарная туманность Abell 7

Очень слабая планетарная туманность Abell 7 располагается на расстоянии почти 1800 световых лет к югу от Ориона на небе планеты Земля в созвездии Зайца. Она окружена звездами нашего Млечного Пути, ее диаметр составляет около 8 световых лет, и она имеет сферическую форму. Планетарная туманность — это непродолжительная финальная стадия звездной эволюции, во время которой центральная звезда, похожая на Солнце, сбрасывает свои внешние слои. Для нашего Солнца такая стадия наступит через 5 млрд лет. Туманность Abell 7 совсем молодая, ей около 20 000 лет. Ее центральная звезда, возраст которой около 10 млрд лет, уже превратилась в слабеющий белый карлик.

Голубые звезды

Красивый космический пейзаж. Альнитак, Альнилам и Минтака — три яркие голубые звезды, расположенные по диагонали из нижнего правого угла в верхний левый. Более известные как Пояс Ориона, эти три голубых сверхгиганта гораздо больше и горячее нашего Солнца. Они находятся на расстоянии около 1 500 световых лет от Земли. Сама туманность Ориона находится чуть правее, за пределами кадра.

Европа

Это Европа — спутник гиганта-Юпитера. На снимке, полученным автоматическим космическим аппаратом Галилео, видны равнины из светлого льда. Размерами Европа похожа на Луну, но ее поверхность гораздо ровнее.

Звездный пузырь

Выдутый быстрым ветром с горячей, массивной звезды, этот космический пузырь огромен. Он называется Шарплесс 2-308 и находится от нас на расстоянии 5200 световых лет в созвездии Большого Пса. Возраст звездного пузыря — 70 000 лет.

Водородные облака в спиральной галактике M33

Галактика Треугольника (M33) — спиральная галактика в созвездии Треугольника. Третья по размеру после Галактики Андромеды и Млечного Пути галактика местной группы, в 5—10 раз меньше Млечного Пути по массе. По диаметру в 2 раза меньше Млечного Пути и в 4 раза меньше галактики Андромеды. Её диаметр — около 50 тыс. св. лет соответствует средней величине, типичной для спиральных галактик. По-видимому, спиральная галактика M33 содержит в себе значительно больше водорода, чем ей причитается, на снимке специально усилен контраст красноватых облаков ионизованного водорода.

Скопление Мелотт 15 в туманности Сердце

Кажется, что космические облака формируют невероятные фигуры. Они создаются звездным ветром и теплом горячих массивных звёзд из «новорожденного» звездного скопления Мелотт 15 (ему всего 1.5 миллиона лет). Что такое звездный ветер? Это процесс истечения вещества из звёзд в межзвездное пространство.

Туманность Конская Голова

Туманность Конская Голова — одна из самых известных туманностей на небе. Она выглядит темной, потому что она представляет собой непрозрачное пылевое облако. Как и облака в атмосфере Земли, это космическое облако совершенно случайно приобрело такую узнаваемую форму животного. Но через 4 тысячи лет внутренние движения в облаке приведут к изменению его формы.

Галактика NGC 474

Диаметр галактики NGC 474 – около 250 тысяч световых лет, она находится на расстоянии в 100 миллионов световых лет в созвездии Рыб. NGC 474 является классическим примером галактики с оболочками — структурами, размещёнными вне диска и представляющими собой, возможно, остатки поглощённого компаньона либо возмущения от близкого прохождения другой галактики.

Рассеянное звездное скопление М7 в Скорпионе

Эволюция вселенной: от начала до наших времен – все о космосе

Скопление Птолемея M7 — одно из самых известных рассеянных звездных скоплений на небе, состоящее из 100 звезд. Его возраст — около 200 миллионов лет, размер — около 25 световых лет, расстояние до него — около тысячи световых лет. Скопление было известно Клавдию Птолемею, который описал его в 130 году до н. э. как туманность.

Головастики в IC 410

На этом снимке показана часть слабой эмиссионной туманности IC 410. Выше и правее центра на ней запечатлены замечательные обитатели этого космического водоема из газа и пыли — «головастики» IC 410. В длину «головастики» составляют около 10 световых лет.

Туманность Улитка NGC 7293

Примерно в 7 сотнях световых лет от нас в созвездии Водолея умирает звезда, похожая на Солнце. Одна из самых близких планетарных туманностей. Открыта Карлом Людвигом Хардингом в 1824 году. В связи с характерным видом пользователи Интернета и журналисты окрестили этот космический объект как «Око Бога» или «Глаз Бога». Туманность «Улитка» зародилась благодаря окончанию «жизненного пути» звезды главной последовательности, подобной Солнцу. Сейчас на её месте остался лишь белый карлик.

Туманность Чайка

Эти облака светящегося газа и пыли напоминают астрономам с Земли очертания птицы. Вся область имеет размер более 100 световых лет, а расстояние до неё оценивается в 3800 световых лет.

Орион

Немногие космические пейзажи так будоражат воображение, как туманность Ориона, расположенная на расстоянии 1 500 световых лет от нас. Эта удивительная фотография в искусственных цветах, созданная по инфракрасным данным с космического телескопа.

Южная Вертушка M83

Это спиральная галактика M83 с перемычкой в созвездии Гидра, известная как Южная Вертушка. Она находится на расстоянии приблизительно 12 миллионов световых лет от нас. В галактике было зарегистрировано шесть сверхновых. Сверхновые звезды — звезды, блеск которых при вспышке увеличивается на десятки звёздных величин в течение нескольких суток. В максимуме блеска сверхновая сравнима по яркости со всей галактикой, в которой она вспыхнула, и даже может превосходить её.

Двойное скопление в Персее

Красивый звездный пейзаж. Чуть правее центра видно знаменитую пару рассеянных или галактических звёздных скоплений h и χ Персея. Оба скопления находятся на расстоянии около 7 000 световых лет от нас и состоят из звёзд, более молодых и горячих, чем Солнце.

Звездная дорога

Есть одна дорога, которая соединяет Северный и Южный Крест, но надо оказаться в правильное время в правильном месте, чтобы увидеть её. И как хорошо видно на фотографии, дорога — это центральная полоса нашей Галактики Млечный Путь. На снимке, составленном из 30 фотографий, запечатлены много небесных чудес: яркая Луна под аркой Млечного Пути, чуть выше Луны расположилась Венера, а Сатурн и Меркурий — сразу под ней, далеко слева видны Большое и Малое Магеллановы Облака — спутники нашей галактики, над горизонтом слева видно небесное свечение, а вдоль всей лини горизонта блестят огни нескольких городов.

Спиральная галактика M83

Южная Вертушка M83 — одна из самых близких и ярких спиральных галактик на небе. Её можно увидеть в бинокль в созвездии Гидра. Галактика была открыта 250 лет назад.

Заяц

Созвездие заяц – все о космосе

Заяц — классическое созвездие южной полусферы неба. В средних широтах северного полушария наблюдается зимой у горизонта в направлении на юг.

Мифология

Заяц (животное, а не созвездие!) как-то невнятно присутствует в целом ряде мифологических мотивов, связать которые вместе довольно сложно.

Как символ плодовитости – он атрибут Афродиты; и здесь же – тотемное животное пеласгических времен, откуда родом сама Афродита. Он – животное женского начала, лунной богини с одной стороны и подземного мира с другой, что метафорически идентично.

Так, он ассоциируется с символической “блудной богиней” с черным лицом, длинными распущенными висящими космами – заяц бежит впереди нее, над ее головой ворон, она завернута в сеть и восседает на козле, перебирая по земле ногами.

(Вспомнили русскую сказку?)

Лунная богиня – это, по Грейвсу, Артемида или Гера, отмечающие разные фазы Луны, чьим животным тоже иногда был заяц. В некоторых мифах на луне обитают лунные зайцы. В средневековой традиции заяц на пасху откладывает пасхальные яйца; лунные женщины тоже откладывают яйца; Леда нашла яйцо упавшее с луны…

Вообще-то к созвездию вся эта перепутаница не имеет ни малейшего отношения. А вот мифы, с созвездием связанные.

По расположению у ног Ориона Зайца иногда считают добычей охотника. Другие, однако, возражают, что такая скромная добыча Ориона не достойна.

По мнению некоторых зайца поместил на небо Гермес и почему-то комментируют это тем, что зайчиха способна забеременеть второй раз, еще не разрешившись первым бременем. Заслуживает ли это помещения на небо – судить вам.

А вот редкий экологический миф, этим и интересен.

На острове Лерос вовсе не было зайцев. Некий юноша интереса ради привез с материка на остров беременную крольчиху.

Потомство ее расплодилось стремительно и безудержно, сожрало все зерновые и обрекло человечью популяцию острова на голод. Островитяне собрались – и перебили всех зайцев. (Гигин говорит – “изгнали”.

Забавно, как можно изгнать зайцев с острова?) Боги поместили зайца на небе в назидание, что самый невинный поступок может привести к трагическому финалу.

История

?

✔ Птолемей
✔ Байер
✔ Ян Гевелий
✔ Флемстид
✔ МАС

Заяц — древнее созвездие.

Античность

Это невзрачное созвездие болтается под ногами Ориона, не выделяясь ничем приметным. Я думаю, оно появилось на небе довольно поздно. Никаких зацепок хотя бы для приблизительной датировки этого события найти не удается.

Магнетар – все о космосе

У греков так и назывался – Заяц: Λαγώς, Λαγωός, иногда с эпитетом γλαυκός, это то ли цвет вроде серо-голубого или просто “светлый”. На Сицилии созвездие называлось Λέπορις, это тоже “заяц” на местном диалекте. Вообще, Сицилия очень страдала от этих животных и возможно именно с ней связан экологический миф в разделе Мифология.

Арат Солийский в “Явлениях” пишет о Зайце коротенько:

Созвездие входит в состав каталога Птолемея. Птолемей насчитывает в созвездии 12 звезд.

Латинские название созвездия Lepus, Заяц, официально используемое поныне. К нему часто добавлялись, эпитеты, или просто римские авторы, красуясь, часто в текстах использовали не прямое название созвездий, а иносказательное его описание: Длинноухий (Auritus), Быстрый (Velox), Легконогий (Levipes), Шерстоногий (Dăsypus, эпитет пришедший из греческого) и др.

Средние века

У арабов заяц al arnab, откуда в возникли искаженные европейским ухом формы Alarnebet, Elarneb, Harneb и Arnebeth. Также арабы четыре яркие звезды созвездия α, β, γ, δ формировали в астеризм Al Kursiyy al Jabbār – кресло гиганта, или Al ʽArsh al Jauzah – трон Ориона.

А у арабов древних, до мусульманских и еще не знакомых с классической традицией здесь был свой астеризм, как напоминает Ас-Суфи – Al Nihāl – Жаждущие Верблюды у Млечного Пути, реки. Остатки этого названия можно услышать в имени звезды β созвездия.

Христианский ревизионизм

Шиллер считал решил превратить мохнатого зайца в шерстяную накидку (руно) Гедеона (один из судей израильских).

А вообще, вариантов “охристианить” созвездие было множество: благочестивые небоописатели видели здесь плачущую Магдалину, Иуду Искариота и Каина (зачем же этих двух пускать на небо?), Якова и Исаака, даже безымянного Еврейский грешника, собирающего дрова в субботу (да еще и за пределами стана!) (Числа 15:32-36). Вот как это было:

Созвездие Зайца – тур по созвездиям и объектам дальнего космоса

Созвездие Зайца

Друзья. Сегодня мы начинаем публиковать презентации по созвездиям из цикла работ Алексея Грудцына. Алексей является одним из лучших наблюдателей России и СНГ, на его счету уже более 2 тысяч объектов глубокого космоса. Алексей имеет огромный опыт наблюдений в телескопы диаметром до 18″.

Презентация по созвездию Зайца содержит иллюстративный и справочный материал о поиске интересных объектов, о том, как выглядит созвездие в телескоп, об объектах , интересных для наблюдений и фото, упомянем как двойные звезды и галактики, так и туманность Спирограф.

Каждая презентация будет снабжена краткими комметариями, подготовленные Владимиром ARS.

Публикуется с разрешения автора. Копирование и распространение без разрешения автора запрещено.

Окунемся в эпоху древности. Изображение Зайца представлено на данной звездной карте. Он окружен фигурами Ориона и Большого пса. С другой стороны его омывает величественная небесная река Эридан.

Нужно сказать, что Заяц не так популярен, среди наших астрономов – любителей – вроде бы налицо невысокое положение над горизонтом, но тем не менее, советую прочитать материал до конца. Созвездие Зайца таит немало вполне доступных сокровищ!

На нашем небе оно выглядит примерно так:

Как видим, наиболее яркие звезды Ориона и Большого пса несколько скрывают от нас пугливого Зайца, и тем не менее это созвездие можно заметить даже на окраине Москвы и подобных мегаполисов. Но, согласитесь, мало ведь только увидеть созвездие, хочется и что-то рассмотреть в телескоп. Начнем с y Зайца – известной двойной, которая может наблюдаться даже в городских условиях.

При поиске можно воспользоваться картой, но не будем терять времени, вспомним и о красной звезде R зайца. Она – одна из известных звезд с насышенным красно-оранжевым светом, не пропустите, ведь ее можно найти , пожалуй, даже в мощный бинокль.

Продолжаем наше путешествие по Зайчику. Перейдем к шаровику. Найти его можно даже в искатель или бинокль 50мм. Да-да, речь о вполне доступном шаровом скоплении зимнего неба, так что М79 может смело составить Ваш улов, если Вы обладаете телескопом от 60мм, хотя по-настоящему интересным оно будет в 150мм аппарат. Пронаблюдайте этот шаровик =-)

Вот здесь можно посмотреть на поиск данного объекта при наблюдении в ручной телескоп. Как видим, наилучший период видимости в нашем случае – долгие зимние ночи, когда Орион, а значит и Заяц, кульминируют в небе.

Возможно, первый раз Вы можете быть немного разочарованы увиденным. Но представьте его масштаб. Тяжело? попробуйте вот это изображение. Здесь показано расположение этого скопления в нашей с Вами галактике.

Неблизко, верно? Впечатлились? Если нет, то посмотрите на следующую схему:

Неплохо, правда ? Немаленькое расстояние от плоскости галактики в сочетании с общем удалением от Земли в почти 42 тысячи световых лет!!!

Спирограф

Но если Шаровики – это объекты “живого” характера, неплохо было бы навестить и область космической некромантии) Встречайте – IC 418 – туманность Спирограф! Интересный объект, легко доступный в любительский телескоп. Начнем со звездной карты для поиска объекта. Запаситесь терпением и окуляром , дающим хотя бы 200 кратное увеличение для ее изучения.

В небольшой телескоп она видна как компактное образование. Я наблюдал ее в 150мм телескоп. Посмотрим на зарисовки наблюдателей, чтобы понять, что же мы можем увидеть в телескопы по-больше.

А вот так этот объект снимают профессиональные телескопы. Также Мы можем видеть , что угловые размеры в 14 секунд делают эту небольшую планетарку весьма интересной задачей.

Предыдущий объетк показался сложным? А что если я скажу Вам, что и звездные скопления, интересные любителю, есть в Зайце? Встречаем! NGC 2017 – красота, не правда ли?

Исследование кометы чурюмова-герасименко – все о космосе

Поиск лучще всего начинать от a Зайца – как на приведенной ниже схеме.

Ну и наконец, раздвинем границы обозримого и устремимся вперед – к далеким и чарующим галактикам – домам, где живут миллиарды звезд! Не все они просты для наблюдений, но если в Вашем распоряжении 8″ телескоп – порадуйте свой глаз новыми открытиями. Общая сводка по галактикам такая:

Поговорим же конкретнее. Галактика NGC 1964. Спиральная галактика с перемычкой. Может быть обнаружена как пятно вытянутой формы уже в средний телескоп. Не зря она входит в каталог Гершель 400 – интересных объектов для наблюдателей и оборудования среднего уровня. Как найти ее на небе? Поможет карта:

А вот и она сама. Видим по блеску что даже телескоп с диаметром объектива 114мм должен справится в хороших условиях.

Наша следующая остановка NGC 1888, уже посложнее, я бы советовал телескоп 150мм, а лучше 200мм для ее обнаружения. В идеале, конечно, направтье на нее 14-16″ аппарат для получения представления об ее форме:

Далее отметим еще 2 галактики , которые будут представлять определенный интерес владельцам телескопов от 12″.

Объект на закуску. Если Вы считаете себя опытным астрономом и обладаете апертурой от 200мм, поищите на небе планетарную туманность Абель 7. Это интересный объект для наблюдений людей увлеченных. А если у вас 300-400мм телескоп, то стоит попробовать увидеть и определенную детализацию в этом объекте.

На сегодня все. Напомню, что материалы презентации любезно предоставлены к использованию А. Грудцыным. Текст сопровождения подготовил Владимир ARS. Вот и все, друзья.

Созвездие Заяц

Созвездие заяц – все о космосе

Вслед за Жирафом и Журавлём идёт ещё одно созвездие животного происхождения — Заяц.

Созвездие маленькое и в наших широтах доступное для наблюдения на протяжении одного зимнего январского месяца.

Шарль Мессье обнаружил в Зайце одно шаровое звёздное скопление и позже было открыто несколько тусклых галактик в более мощные телескопы. Про историю, характеристики и значимые дипскай объекты читайте далее.

Содержание

Легенда и история

Заяц очень старое созвездие, его можно встретить ещё в каталоге Птолемея, однако, история его возникновения точно неизвестна. Примечательно, что самая яркая звезда α Зайца имеет название Арнеб и в переводе с арабского языка означает «заяц».

По некоторым источникам зайца пытаются связать с добычей Ориона, но уверенного подтверждения этому найти не удалось, лишь догадки, касающиеся близкого расположения обоих созвездий.

Характеристики

Латинское название
Lepus

Сокращение
Lep

Площадь
290 кв. градусов (51 место)

Прямое восхождение

Полушарие
Южное

Время для наблюдения на территорииБеларуси, России и Украины
Январь

Самые интересные объекты для наблюдения в созвездии Заяц

Созвездие Заяц

1. Шаровое звёздное скопление M 79 (NGC 1904)

M 79 — яркое и густое шаровое звёздное скопление, звёздная величина которого равна 7,7m. Видимые размеры — примерно 8,7′. Удалено от Солнца на расстояние 40000 световых лет.

Линейный размер по подсчётам астрономов близок к 100 световым годам. Уже в 150 мм телескоп можно с уверенностью рассмотреть несколько звёздных дорожек, отходящих от центра скопления, а в 250 мм телескоп заглянуть почти в самый центр «шаровика».

Поиск на небе показан ниже, после следующей галактики.

2. Спиральная галактика NGC 1964

Спиральная галактика NGC 1964 имеет видимые размеры 5,6′ × 1,8′ и яркость 10,8m. Отчётливо становится доступной в 200 мм телескоп. В 250 мм при идеальной погоде можно увидеть рукава и яркий насыщенный центр. Поверхностная яркость галактики — 13,2m.

Найти её на небе не очень сложно, в первую очередь надо навести на вторую по яркости звезду созвездия Нихал и смещаться ниже и левее (отмечено красными стрелками).

Здесь же, опускаясь ещё ниже, но при этом не сворачивая в левую сторону, можно будет найти и шаровое скопление M 79, оно будет заметно даже в 9-кратный искатель (на карте маршрут отметил зелёными стрелками).

NGC 1964 (красными стрелками), M 79 (зелёными)

3. Спиральная галактика NGC 2196

Ещё одна спиральная галактика NGC 2196 имеет слабую видимую величину (10,9m) и малые угловые размеры — 2,8′ × 2,2′. Поверхностная яркость близка к 13-й звёздной величине. Галактика расположена на самой границе с созвездием Большой Пёс.

Лёгкого маршрута для обнаружения NGC 2196 ждать не стоит. Ближайшая яркая звезда (блеском ниже 6-й звёздной величины) находится на угловом расстоянии почти 2°. Один из возможных маршрутов отмечен ниже:

Кратные звёздные системы

4.1. Двойная звезда γ Lep (Гамма Зайца)

γ Lep — кратная звёздная система, состоящая как минимум из двух звёзд (астрономы до конца не уверены в наличии третьего компонента в системе). Угловое расстояние между звёздами составляет 1′ 25″, хорошо заметно при небольших увеличениях телескопа. Главная звезда имеет яркость 3,55m, вспомогательный компонент — 6,15m.

Три достойных внимания объекта до 11-й звёздной величины в созвездии Заяц (+ кратная звёздная система). Есть ещё пара галактик яркостью до 13m, но они в рамки этой статьи не входят.

P. S. О том, как же лучше вести наблюдение того или иного объекта дальнего космоса: будь то галактика или звёздное скопление, или туманность — читайте в соответствующих статьях, список которых приведён ниже.

Планковская эпоха – все о космосе

Созвездие Заяц – бежит по небу, спасаясь от погони

Созвездие заяц – все о космосе

Созвездие Заяц каждую ночь бежит по небу, спасаясь от погони, но Сириус неотступно следует за ним. Так поэтично писал об этом созвездии древнегреческий писатель Арат. В воображении греков этот зверек был частью охотничьей сцены, запечатленной на небе в Большом и Малом Псе, Орионе и самом Зайце. Клавдий Птолемей включил его в свой звездный справочник «Альмагест».

Созвездие находится в южном полушарии неба и лучше всего видно на территории России в декабре. Состоит из 72 звезд и лишь восемь — ярче четвертой звездной величины. Четыре из них создают хорошо очерченную трапецию, по которой и можно найти созвездие на небе.

Заяц небогат интересными объектами, не являющимися звездами: можно назвать только шаровое скопление М 79 и небольшую планетарную туманность IC 418. М 79 — заурядное скопление, находящееся в 40 тысячах световых лет от Солнечной системы.

IC 418, также известная как Спирограф — взорвавшийся несколько миллионов лет назад красный гигант, горячее ядро которого наблюдается в центре сброшенных оболочек.

Название туманности произошло из-за сложной структуры, похожей на рисунок, создаваемый с помощью спирографа (игрушки, создающей геометрические рисунки). Находится в двух тысячах световых лет от Земли.

Среди звезд Зайца интересных для наблюдения объектов больше. Альфа Зайца (Арнеб, с арабского — заяц) — самая яркая, расположена в 1000 световых лет от нас. Арнеб — старая, умирающая звезда, находится в стадии превращения в красный гигант.

Вторая по яркости — Нихал (Бета Зайца), является кратной системой из пяти компонентов. Переводится с арабского как «верблюды, утоляющие жажду». В древности в ней видели верблюдов, пьющих воду из небесной реки Эридан.

А-компонента является желтым гигантом, в 16 раз больше Солнца по размерам.

Примечательна Дзета Зайца. Это молодая белая звезда, около которой обнаружены пылевой диск и пояс астероидов. Входит в так называемую движущуюся группу звезд Кастора, объединенных по направлению движения в пространстве и происхождению компонентов.

Также в созвездии расположена мирида R Зайца с периодом изменения блеска в 432,5 суток. За это время блеск меняется на пять единиц. Объект насыщенного красного цвета, за что получил название Малиновая Звезда. Еще одна мирида — Т Зайца.

Она расширяется и сжимается с периодом в 368 суток, изменяя свой видимый блеск на 7 звездных величин и теряя после каждого максимума массу вещества, равную Земле.

Следующая интересная звезда — Гамма Зайца. Система кратная — один компонент красный, второй — белый, замечательно видны в бинокль. В созвездии также находится одна из ближайших к Земле звезд — Глизе 229.

Расположена в 19 световых годах от нас. Глизе 229 является вспыхивающим холодным красным карликом.

В Зайце есть и планетарная система: в 2011 году около звезды HD 3314 была открыта планета — газовый гигант, имеющий массу в 1,3 Юпитера.

Созвездие Заяц продолжает свой небесный путь и мы точно знаем — его не поймают.

Созвездия Южного Полушария :: Заяц

Нет

Соседние созвездия:
Орион, Единорог, Большой Пес, Голубь, Резец, Эридан

Созвездие видно в широтах от -90° до +63°

Заяц — созвездие южного полушария неба. При отличной видимости в нем можно различить около 40 слабых звезд, из которых только восемь ярче четвертой звездной величины. Четыре из них, самые яркие, образуют трапецию — характерную геометрическую фигуру этого созвездия. Только азартный охотник может увидеть в этой фигуре бегущего зайца.

Самая яркая звезда Арнеб (α Зайца) в переводе с арабского значит «заяц». Вторая звезда по яркости — Нихал (β Зайца). Ее имя переводится как «пьющие верблюды». В этом созвездии древние арабы видели четырёх верблюдов, пьющих из Эридана, расположенного западнее.

В созвездии находится ряд интересных переменных звезд из которых можно выделить RX Зайца — полуправильную переменную, блеск которой изменяется от 5,0m до 7,4m с периодом 60 суток. Эта переменная доступна для наблюдений в обычный бинокль.

Очень интересна красная звезда R Зайца которую английский астроном Джон Расселл Хайнд (1823-1895) назвал за ее цвет Малиновой Звездой или «каплей крови на черном фоне». Впервые эту переменную звезду типа Миры Кита исследовал Иоганн Фридрих Юлиус Шмидт (1825-1884).

Период звезды равен 432,5 суток, ее блеск меняется от 5,9 до 10,5 звездной величины. Это прекрасный объект любительских наблюдений.

Удаленная от Земли на 29 световых лет звезда γ Зайца — двойная, с компонентами разного цвета: белым и красным. Их можно наблюдать с помощью бинокля. В Зайце находится шаровое скопление M79.

Заяц в своем суточном движении поднимается невысоко над горизонтом, и поэтому время для его наблюдения ограничено. Как и многие другие созвездия южного полушария в северных регионах России он виден лишь частично своей северной частью.

Найти Зайца довольно просто, так как его соседями являются одни из самых ярких созвездий всего неба. На севере от него расположен Орион, а на востоке — Большой Пес. Южным «соседом» Зайца является Голубь, западным — Эридан.

Созвездие хорошо видно только в центральных и южных регионах России. Наилучшие условия для наблюдений — в декабре.

Уважаемые читатели, подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен. Нажмите "Подписаться на канал", чтобы получать все самые лучшие материалы к себе в ленту.