Созвездие малый пёс – все о космосе

Космический горизонт – Малый Пёс (созвездие)

Созвездие Малый Пёс

Малый Пёс — небольшое, но эффектное экваториальное созвездие, в котором находится красивейшая звезда Процион (α Малого Пса) — ярчайшая в созвездии и седьмая по яркости звезда на небе.

Ее блеск составляет -0,7 звездной величины. Процион имеет желтоватый цвет, его радиус равен 2 радиусам Солнца, светимость — в 7 раз больше.

Это одна из ближайших к Солнцу звезд: расстояние до Проциона всего 3,49 пк.

Процион — двойная звезда, ее второй компонент с блеском 10,8m является белым карликом — маленькой звездой, размером с Землю. При этом карлик имеет очень большую массу, примерно равную солнечной.

Название звезды Процион произошло от греческого «про-кион», что означает «предшественник пса», или «передняя собака», то есть оно связано с Сириусом (α Большого Пса), которого он «опережает» на небе.

Гомейза (β Малого Пса), имеет блеск 2,89m и является второй яркой звездой Малого Пса.

Созвездие хорошо видно на всей территории России, наилучшие условия для наблюдений — январь и февраль.

Малый Пес — древнее созвездие, включенное в каталог звёздного неба Клавдия Птолемея «Альмагест» как «Процион». Современное название созвездия было утверждено позднее.

Появления звезд Малого Пса на небе Египта в древности ждали с нетерпением, так как это событие предвещало разлив Нила.

Предсказание, что Процион является двойной системой, было сделано в 1844 г. немецким астрономом Бессвлем, но доказать это удалось лишь в ХХ веке. Процион является второй звездой, у которой был открыт спутник — белый карлик. Это открытие стало возможным с появлением мощных телескопов.

Созвездие Малый Пёс:

Латинское название

Сокращение
CMI

Прямое восхождение
от 7h 00m до 8h 05m

от +0° до +13° 30′

Площадь
183 кв. градусов (71 место)

Ярчайшие звёзды(величина < 3m) Процион (α CMi) — 0,38mГомейса (β CMi) — 2,89m

Источники

Все о планетах и созвездиях; СПб.: ООО “СЗКЭО”, 2007

См. также

Легенды и мифы о созвездиях

ОРИОН, БОЛЬШОЙ ПЕС, МАЛЫЙ ПЕС и

ЗАЯЦ

ОРИОН – одно из наиболее красивых созвездий на небосклоне. Оно находится высоко над горизонтом и лучше всего наблюдается по ночам с декабря по март.40 Это созвездие привлекает внимание наблюдателей не только яркостью звезд, но и огромной видимой площадью, которую оно занимает.

Вокруг Ориона находятся созвездия Близнецов, Единорога, Эридана и Тельца.
   В ясную и безлунную ночь в Орионе можно различить невооруженным глазом до 120 звезд. Самые яркие из них – красноватая Бетельгейзе и бело-голубой Ригель (обе нулевой звездной величины).

Вместе с еще двумя звездами второй величины они образуют характерную геометрическую фигуру созвездия Ориона – большой удлиненный неправильный четырехугольник. Посредине его под небольшим наклоном расположены еще три звезды второй звездной величины, образующие “пояс” Ориона.

Кроме упомянутых, в созвездии Ориона есть еще десять звезд ярче четвертой звездной величины. Однако необходимо большое усилие воображения, чтобы в этой конфигурации звезд увидеть легендарного охотника Ориона, высоко поднявшего правой рукой огромную дубину, с переброшенной через левую руку львиной шкурой.

На правом плече Ориона находится звезда Бетельгейзе, а в ступне левой ноги – звезда Ригель.41 Звезда θ Ориона блестит аа его искривленном мече, а в дубине сверкает κ Ориона. Десяток слабых беспорядочно разбросанных звезд напоминают львиную шкуру, которую Орион перебросил через вытянутую левую руку.

В созвездии Ориона самое сильное впечатление производит звезда Бетельгейзе (α Ориона), имеющая красноватый цвет. Это сверхгигант, ее диаметр в 400 раз больше диаметра Солнца. Если в центре этой звезды поместить Солнце, то в ней еще могли бы разместиться м орбиты планет, включая Марс. Расстояние от нас до этой звезды-сверхгиганта – 650 световых лет.

Изображение созвездия Ориона.

Бетельгейзе – одна из самых интересных и легко доступных для наблюдения невооруженным глазом полуправильных переменных звезд. В изменении ее блеска в пределах от 0m,4 до 1m,3 открыты два периода. Один период имеет продолжительность 2070 дней, на него накладывается второй период, длительность которого не является постоянной, а изменяется от нескольких недель до полугода.

На основе измерений диаметра Бетельгейзе с помощью звездного интерферометра было установлено, что уменьшение и увеличение диаметра связаны со сжатиями и расширениями. В соответствии с ними изменяется и блеск Бетельгейзе. Следовательно, эта звезда является полуправильной переменной цефеидой, и изменения ее блеска происходят вследствие неправильных пульсаций.

Когда звезда находится в состоянии сжатия, ее диаметр является наименьшим, а температура поверхности и, следовательно, блеск – максимальными. И напротив, когда звезда расширяется и диаметр ее становится максимальным, падает температура ее поверхности и в связи с этим уменьшается блеск.    Ригель (β Ориона) – звезда-гигант, излучение его в 23 000 раз сильнее излучения Солнца.

Расстояние от нас до Ригеля – 1076 световых лет.

В созвездии Ориона около звезд θ и i (там, где находится “меч” Ориона) в ясную и безлунную ночь можно видеть без всяких оптических приборов размытое светлое пятно.

Это примечательная светлая диффузная туманность М 42 (NGC 1976) в созвездии Ориона с видимыми размерами 66X60 угловых минут.

Конечно, невооруженным глазом видна ничтожная часть этой огромной светлой диффузной туманности, но она единственная из всех светлых диффузных туманностей, которую можно различить невооруженным глазом.

От внегалактических туманностей (галактик), которые образованы миллиардами звезд, например таких, как наша Галактика, светлая диффузная туманность в созвездии Ориона (как и вообще светлые диффузные туманности) отличается тем, что она состоит из газа (преимущественно из водорода) с ничтожно малой плотностью. Очень трудно реально представить ничтожную плотность газа в светлой диффузной туманности в созвездии Ориона, так как масса ста кубических километров этого газа составляет всего один миллиграмм.    Диаметр этой светлой диффузной туманности в созвездии Ориона в среднем определяется в 16 световых лет, а расстояние от нас до нее – 1000 световых лет. Она находится в нашей Галактике.    Такие туманности освещаются звездами, в них расположенными или находящимися поблизости.

В созвездии Ориона вблизи звезды Бетельгейзе находится радиант метеорного потока Орионид, который наблюдается с 16 по 26 октября, максимум приходится на 21 октября. Во время максимума отмечается до 30 метеоров в час.

Созвездие БОЛЬШОГО ПСА лучше всего наблюдать по ночам с января по март.42 Его соседи – созвездия Кормы, Голубя, Зайца и Единорога.    Ясной и безлунной ночью в созвездии Большого Пса можно разглядеть невооруженным глазом 80 звезд, но только десять из них ярче четвертой звездной величины. Среди них Сириус – самая яркая звезда на всей небесной сфере.

Как работает наше светило? – все о космосе

Пять наиболее ярких звезд созвездия и образуют характерную геометрическую фигуру – удлиненный ромбоид, возле самого восточного из углов которого расположено несколько слабых звезд.

Не требуется большой фантазии, чтобы увидеть в этой фигуре бегущую собаку с длинным загнутым вверх хвостом; в пасти собаки блестит звезда Сириус – так ее изображали в старинных звездных атласах и на звездных

картах.

Изображение созвездия Большого Пса.

Созвездие Большого Пса обязано своей известностью прежде всего Сириусу – самой яркой звезде, имеющей звездную величину -1m,4. Это одна из самых близких к нам звезд, она удалена от нас только на 9 световых лет.

Изучая собственное движение Сириуса, немецкий астороном Фридрих Бессель сделал заключение, что у этой звезды есть невидимый спутник. Предположение его позже подтвердилось. Спутником оказалась маленькая звезда величиной 8m,6.

Этот спутник Сириуса был первой открытой звездой типа белых карликов. Его масса приблизительно равна массе Солнца, однако диаметр всего в три раза больше диаметра Земли. Следовательно, его средняя плотность является невообразимо большой.

Масса спичечного коробка, наполненного веществом, из которого состоит этот карлик, составила бы одну тонну!

Интересным объектом для наблюдения невооруженным глазом в созвездии Большого Пса является затменно-переменная звезда UW. Ее блеск изменяется от 4m,5 до 4m,8 с периодом 4,4 суток.

Созвездие МАЛОГО ПСА лучше всего наблюдать в ясные и безлунные ночи с декабря по май.43 Находящаяся в этом созвездии красноватая звезда первой величины Процион привлекает внимание своей яркостью.

Это созвездие расположено симметрично созвездию Ориона по отношению к Млечному Пути. Около него располагаются созвездия Рака, Гидры, Единорога и Близнецов.

Без помощи каких-либо приборов можно различить в этом созвездии ночью до 20 звезд, но самыми яркими являются Процион и Гомейза (3m).

Изображение созвездия Малого Пса.

Созвездие Малого Пса не имеет характерной геометрической фигуры, нет в нем и объектов, доступных для наблюдения невооруженным глазом.

Интересно отметить, что Процион является второй звездой, у которой на основании предположения Бесселя в 1806 г.

был открыт невидимый спутник – тоже белый карлик, но размеры его в 10 раз меньше размеров спутника Сириуса и плотность значительно больше. Наблюдение за ним затруднительно даже для астрономов-специалистов, располагающих мощными телескопами.

ЗАЯЦ относится к маленьким созвездиям. Оно находится выше всего над горизонтом по ночам с января по март44 , и в это время наблюдать его лучше всего. Возле него расположены созвездия Большого Пса, Голубя, Эридана и Ориона.    При отличной видимости в созвездии Зайца можно различить 40 слабых звезд, из которых только восемь ярче четвертой звездной величины. Четыре из них, самые

яркие, создают хорошо очерченную трапецию – характерную геометрическую фигуру этого созвездия, в которой только азартный охотник может увидеть бегущего зайца, но именно в таком виде изображалось созвездие ва старинных звездных картах и в звездных атласах.

Изображение созвездия Зайца.

В созвездии Зайца нет интересных объектов, доступных для наблюдения невооруженным глазом.
   Воображение древних греков увековечило на небе одну охотничью сценку, связанную с созвездиями Ориона, Большого и Малого Пса и Зайца.

***

Мифология так рассказывает о легендарном охотнике Орионе. Это был стройный, красивый и ловкий человек. Со своими двумя собаками (Большой Пес и Малый Пес) ходил он охотиться по лесам и горам на диких зверей, но сердце у него было добрым.

Когда однажды Большой Пес погнался за зайцем, тот бросился к Ориону, сжался в комочек у его ног, и Орион защитил его.    Вооруженный огромной палицей и острым мечом, Орион по неизвестной причине начал преследовать плеяд, но неожиданно на него набросился разъяренный бык.

Бесстрашный Орион высоко поднял правую руку с тяжелой палицей и стал ожидать нападения быка, а затем ударил его по голове своим тяжелым оружием.

Так ходил он по горам и густым лесам, охотился на дичь, пришел, наконец, на остров Хиос и там погиб от укуса скорпиона. Но Эскулап (см.

о созвездиях Змееносца и Змеи), узнав о преждевременной смерти Ориона, прибыл на остров Хиос, чтобы воскресить его, как он воскрешал других умерших.

Встревожился властелин подземного царства Аид, что Эскулап отнимает у него тени умерших, пожаловался своему брату Зевсу-громовержцу, и Зевс молнией убил Эскулапа.

Затем Зевс, как он это часто делал, превратил Ориона, Скорпиона и Эскулапа в созвездия и оставил их сиять на небе. С одной стороны он поместил рядом со Скорпионом Эскулапа, а с противоположной – Ориона. Так Зевс навсегда отнял возможность у Эскулапа воскресить Ориона. Поэтому, когда созвездия Скорпиона и Змееносца (Эскулапа) видны на горизонте, созвездие Ориона находится ниже линии горизонта и невидимо, а когда созвездие Ориона видно на горизонте, созвездия Скорпиона и Змееносца (Эскулапа) не наблюдаются.

* * *

Согласно другому мифу, Ориона постигла тяжелая участь. Однажды в жаркий летний день он отправился в густые леса Киферона. Лучи Гелиоса жгли, словно угли, и даже в лесу стояла невыносимая жара. Орион искал какой-либо ручей, чтобы прохладиться, и после долгих поисков добрался до вечнозеленой и цветущей долины Гаргафия в Беотии – владения богини охоты Артемиды.

Прозрачный, как слеза, ручей журчал в долине, поросшей густой зеленой травой и цветами, а кипарисы, чинары и березы, густо покрытые зеленой листвой, давали хорошую тень. Приятная прохлада и аромат чудесных цветов легким ветерком разносились по всей долине.    Освеженный, Орион спустился по течению ручья и, упоенный прохладой, достиг чудесной пещеры, полностью укрытой зеленью.

Только в маленький просвет среди густой зелени виднелось прозрачное, как хрусталь, озеро. В этой пещере богиня Артемида отдыхала в прохладе после охоты в Киферонских горах. Ни один смертный не знал о существовании этой пещеры, и никто не мог приблизиться к ней и увидеть богиню, когда она скрывалась от жары в кристально прозрачной воде озера.

Незаметно Орион подошел к пещере именно тогда, когда прекрасная богиня Артемида оставила перед входом лук и стрелы и вошла в нее. Ее спутницы – прелестные нимфы – сняли с нее одежды и сандалии, убрали волосы и начали брызгать на нее прозрачной водой. В этот миг у входа показался Орион.

Нимфы вскрикнули от неожиданности, но загородили богиню, чтобы ее не коснулся взгляд смертного. Покраснев от стыда и гнева, богиня Артемида превратила Ориона в красивого оленя с огромными раскидистыми рогами и длинными тонкими ногами, но сохранила ему человеческий разум. Испуганный Орион бросился бежать. Он понимал постигшее его несчастье.

Из глаз капали крупные слезы, но он не мог говорить и выразить свои страдания.    Так бежал Орион по лесу, но две его любимые собаки – Большой Пес и Малый Пес – погнались за ним. Хотел Орион их остановить и сказать им, что он их хозяин, но не мог. Еще более крупные слезы потекли из его глаз, и быстрее помчался он по лесистым горам.

Но и собаки летели за ним вслед, словно стрелы, и настигли его. С яростью набросились они на него и разорвали в клочья. Так погиб Орион, потому что был единственным из смертных, который, хотя и невольно, узрел дивную красоту богини Артемиды.

После его смерти боги оставили его на небе в виде созвездия вместе с любимыми собаками Большим Псом и Малым Псом.

* * *

Болгарский народ назвал часть созвездия Ориона Ралицей45 (передняя часть сохи).

В расположении звезд δ, ε и ζ Ориона, которые образуют “пояс” Ориона, и в звездах σ, θ и χ Ориона, образующих его “правую ногу”, воображение болгарского народа видело соху, в звезде Сириус – пахаря, палку погонщика волов представляли звезды η , τ и β Ориона. Звезда Процион в Малом Псе олицетворяла собаку пахаря, а звезды α и γ – волов Ориона.

* * *

В Древнем Египте звезда Сириус пользовалась особым почетом. По ее появлению после периода невидимости утром в лучах восходящего Солнца жрецы, предсказывали разлив реки Нил, который был жизненно важным для древних египтян.

Возможна ли жизнь на нептуне? – все о космосе

По звезде Сириус жрецы приблизительно определяли продолжительность тропического года, лежащего в основе древнеегипетского солнечного календаря.

Уточняемый в течение тысячелетий, этот календарь сейчас используется большинством цивилизованных народов во всем мире.

* * *

Римляне называли звезду Сириус Каникула (Собачья звезда – от латинского слова canis – собака). Для них появление этой звезды в лучах восходящего Солнца служило признаком наступления невыносимой жары.

Начиналось время пожаров и различных эпидемий. Патриции в такое время уезжали на свои загородные виллы, а народу приходилось переносить все последствия жары.

Для римлян эта летняя жара была “собачьей порой” – каникулами (вакациями).

* * *

Болгарский народ звезду Сириус связывает со следующей легендой. Ранней осенью караван повозок, груженных зерном, остановился на ночлег. Ночью караванщики проснулись и увидели на востоке яркую белую звезду (Сириус).

Они приняли ее за Зарницу46, запрягли волов и тронулись в путь. Но ночная тьма становилась еще более непроглядной. Караван заблудился, попал в топкое болото, и все утонули в нем.

С тех пор в народе и называют Сириус Лажикерван – Обманикараван.

Созвездие Большой Пес: история и звезды

Образование 4 июля 2014

Южное полушарие насыщено большим количеством ярких звезд.

Большой Пес – это сравнительно небольшое (что контрастирует с названием), но очень интересное созвездие, которое расположено в Южном полушарии.

Яркость его такова, что оно излучает свет в двадцать раз сильнее, чем Солнце. Расстояние от планеты Земля до Большого Пса составляет восемь с половиной миллионов световых лет.

Местоположение созвездия на ночном небосклоне

Большой Пес при движении за сутки не поднимается высоко за горизонт, и поэтому его можно увидеть на небе не слишком продолжительное время. Однако это компенсируется тем, что обнаружить его на небе достаточно просто.

Созвездие Сириуса расположено в юго-восточной части, рядышком с другим очень ярким созвездием Ориона. На севере созвездие Большой Пес граничит с более тусклым соседом – Единорогом. Чуть выше находится «альфа Малого Пса» – созвездие Процион.

Наблюдать за ним лучше всего с декабря по январь.

Южные соседи

На юге от Сириуса находятся Голубь и Корма. У этих созвездий, к сожалению, нет ярких звезд, поэтому служить ориентирами для поиска в ночном небе такого объекта, как созвездие Большой Пес, они не могут. Однако найти его просто с учетом вышеприведенной информации.

Видео по теме

Мифы о происхождении созвездия

Гипергигант Большого Пса звезда Сириус и послужила основой для создания созвездия вокруг нее. Мифы о происхождении светила берут начало из самой седой древности. Люди видели в ней образ пса, что со временем перенеслось и на все остальное созвездие.

Сириус упоминается у египтян, греков, римлян, инков, ацтеков, майя и у народов Ближнего и Дальнего Востока. В Древнем Китае он считался «небесным шакалом» по имени Тьен-ланг.

Южные звезды представляли его лук и стрелы, с помощью которых Тьен-ланга убили за то, что он растерзал императора.

Однако наибольшую популярность получили античные сказания об этой звезде.

Древнегреческий миф об Икарии

Прообразом этой звезды и всего созвездия древние греки считали собаку. Однако тут мифология расходится, и можно узнать целых две теории происхождения Сириуса.

Согласно первой версии, бог Дионис подарил пастуху Икарию волшебную лозу винограда за то, что тот приютил бога-винодела на ночь. Дионис показал ему, как выращивать виноград и делать вкусное вино. Эти знания Икарий рассказывал всем людям во время своих путешествий. Однажды пастух попал в Аттику и дал попробовать вина местным жителям.

Однако он не учел, что они никогда не пробовали вкус вина и поэтому очень сильно опьянели. Решив, что Икарий хотел отравить их, они пришли в ярость и убили его. После совершения этого чудовищного преступления люди скрылись в горах и зарыли тело. Дочь пастуха отправилась на поиски своего отца. И только при помощи преданной собаки Майры девушка нашла место, где люди закопали его тело.

В приступе отчаяния она повесилась на ближайшем дереве.

Разгневанный бог-винодел Дионис в ярости послал на жителей Аттики болезни. Только через много лет с помощью ритуалов и жертвоприношений люди смогли вымолить прощение у бога.

Собаку Майру, пастуха Икария и его дочь Дионис разместил на небо в качестве звезд. С тех пор появились созвездие Большого Пса, Волопас и Дева.

Древнегреческий миф об Ореоне

Другая древняя легенда рассказывает о смелом охотнике. Ореон (по некоторым версиям его звали Актеон) случайно обнаружил купающуюся в прохладном источнике богиню Артемиду.

Естественно, что юноша восхитился божественной красотой обнаженной богини. Испуганная Артемида превратила бедного Ореона в оленя, которого разорвала его собственная собака.

Именно она и стала в итоге прообразом созвездия Большого Пса.

Древние астрономы

Еще в Древнем Египте многие жрецы храмов тщательно следили за восходом Сириуса в утренние часы. Это долгожданное событие знаменовало разлив Нила и наступление лета (летнее солнцестояние). Астрономы Древнего Египта называли эту звезду Соптом.

Само название имеет древнегреческое происхождение. Слово «сириос» означает «блестящий». Однако римляне называли эту звезду «каникула», что означает «собака».

С появлением Сириуса начинался восход Солнца и период невыносимой жары, возникали эпидемии.

Поэтому в римских учебных заведениях и ввели так называемые «каникулы» – дни отдыха, которые на самом деле переводятся просто как «собачьи дни».

Более пяти тысяч назад шумерские астрономы, астрологи и жрецы ассоциировали Сириус с «собакой солнца». Именно эта звезда из созвездия Большого Пса привлекала максимум внимания и служила объектом для многочисленных предсказаний, суеверий и примет.

Исторические цитаты о звезде Сириус

Созвездие Большой Пес Клавдием Птолемеем было включено в знаменитый каталог звездного неба «Альмагест». Там оно носило название Пса.

Поэт Арат, живший в третьем веке до нашей эры, называл Сириус разноцветным.

А римский оратор Цицерон, переписывая поэмы Арата на латынь, указывал, что «горячий пес сияет под ногами красно-золотистым светом, отражая свет звезд».

Римский поэт по имени Гораций отмечает, что «жара красного Пса растрескивает немые статуи». Сенека также пишет о Сириусе как об одном из самых ярких и неординарных космических объектов.

Двойная звезда или две звезды?

Возраст Сириуса, по разным оценкам, составляет от двухсот тридцати до двухсот пятидесяти миллионов лет.

Он движется со скоростью почти восемь метров в секунду по направлению к Солнечной системе, поэтому видимый блеск Сириуса с течением времени усиливается при наблюдении его с Земли.

Сегодня мы видим его белым, и температура на его поверхности достигает десяти тысяч градусов. Арабские астрономы, на удивление, упоминали только пять красных звезд, а не шесть.

Астроном из Франции Камилл Фламмарион утверждал, что перевод «Альмагеста» был неточен, а Цицерон, Сенека и Гораций использовали метафоры «красного света» для своих поэтических описаний.

Однако можно предположить, что все эти деятели античности действительно видели созвездие Большой Пес красным. Арабские астрономы же просто отредактировали «Альмагест» в соответствии с цветом Сириуса к концу первого тысячелетия нашей эры.

Это действительно может быть так, так как за много сотен лет некоторые звезды меняют свою температуру поверхности и характерный блеск.

Именно поэтому Камилл Фламмарион высказал убеждение, что это связано со спутником возле самого Сириуса (то есть вещество перетекает от большей звезды к меньшей).

Немецким ученым и астрономом Фридрихом Вильгельмом Бесселем были проведены наблюдения за колебаниями и движением Сириуса. В 1834 году он рассмотрел наличие звезды-спутника. Точное обнаружение его было зафиксировано американским астрономом Алваном Кларком в 1862 году. Эта «звезда-компаньон» получила прозвище Щенок и название Сириус В.

Радиус ее в сто раз меньше, чем у солнца, однако общая масса фактически одинакова у обеих этих звезд. Сириус А как альфа Большого Пса светит в десять тысяч раз сильнее, чем Щенок, плотность которого составляет примерно одну тонну на сантиметр кубический.

Туманность гантель – все о космосе

Эти характеристики фактически соответствуют параметрам белых карликов-звезд, которые завершили цикл эволюции и сжались до размеров маленьких планет.

Интересные факты о созвездии Большого Пса

Многие астрологи и астрономы считают, что звезды влияют на психику человека. Издревле считалось, что именно созвездие Большого Пса, фото которого можно увидеть выше, влияет на сверхъестественные и паранормальные явления, магические и оккультные манипуляции.

Ближе к югу Сириуса можно найти великолепное звездное скопление под названием М41, которое расположено на отдалении в две тысячи световых лет от нашей Солнечной системы.

NGC 2362 – еще одно интересное скопление, которое включает в себя десятки звезд. Его возраст – чуть более миллиона лет.

Скопление под названием Малый Улей также весьма любопытно для изучения и содержит сотни звезд и даже десяток красных гигантов.

В созвездии Большого Пса есть одна «супер»-звезда – VY Большого Пса. Это гипергигант по меркам современной астрономии. Ее диаметр – почти двадцать астрономических единиц, то есть около тридцати миллиардов километров. Это в две тысячи раз больше, чем диаметр Солнца.

К сожалению, из-за крайне низкой плотности определить более точный диаметр звезды невозможно. Если поместить VY Большого Пса на место нашего Солнца, то этот гигант займет место всех планет вместе с Сатурном.

Масса VY составляет четыре сотни солнечных, это означает, что гипергигант обладает чрезвычайно разряженной атмосферой.

Наверное, каждый взрослый человек помнит замечательную колыбельную песенку из старого советского мультфильма про Умку. Именно она впервые показала маленьким телезрителям созвездие Большая Медведица. Благодаря этому му…

Образование
“Большая двадцатка”: история и цели организации. Какие страны входят в G20?

Об этой международной организации слышали многие. Когда возникла “Большая двадцатка”? Каковы цели и принципы работы этого форума? Какие страны входят в G20? Обо всем этом – в нашей статье.История организации

Финансы
Мексиканский песо. История и полезные сведения о валюте Мексики

Мексика славится своими великолепными курортами, множеством достопримечательностей и одной из самых старых денежных единиц в мире. Эта страна привлекает множество туристов со всех уголков земного шара. Отправляясь в М…

Духовное развитие
Созвездие Большой Медведицы и Малой Медведицы на небе: список звезд, как найти, легенды и описание

Существует достаточно много самых разных созвездий. Некоторые из них известны всем. О других знает только малая часть людей. Но есть скопление ночных светил, которое известно абсолютно всем. В данной статье будет расс…

Бизнес
Большой противолодочный корабль “Керчь”: описание, история и интересные факты

Большой противолодочный корабль «Керчь» – это третий из известных семи судов проекта 1134 Б, которые создавались в Николаеве (на Украине). Длительное время эти БПК были самыми мощными надводными агре…

Духовное развитие
Количество ярких звезд в ковше Большой Медведицы. Сколько всего звезд в созвездии Большой Медведицы

Самым заметным и хорошо известным всем без исключения созвездием является, конечно же, Большая Медведица. Вернее, хорошо видна на ночном небе не она сама, а ее часть – Большой Ковш. Если хорошо приглядеться, то …

Духовное развитие
Созвездия зодиака в порядке их посещения солнцем – от древней истории и до наших дней

Звездное небо издревле притягивало человека необъяснимой магией и величественным очарованием. Мириады звезд своим таинственным сиянием обращали на себя взоры молящих и мечтающих, страждущих и ищущих познания. Чтобы

Искусство и развлечения
“Авиа”- группа с очень большой историей и неординарным творчеством

«Авиа» – группа, созданная на базе рок-коллектива восьмидесятых «Странные игры». Как говорят сами участники группы, им было весело, уходя от политики, увлечься и нести в массы авангард эпохи дв…

Самая большая в Европе площадь. История и описание площади

Какая самая большая площадь в Европе? В какой стране она находится? Давайте разберемся.Битва за первенствоВопрос о том, какая самая большая площадь в Европе по площади, часто вызывает волну споров. Нер…

Образование
Страны “Большой семерки”: список и история международного клуба

Так называемая Группа семи была сформирована в 70-х годах ХХ века. Её сложно назвать полноценной организацией. Это, скорее, простой международный форум. Тем не менее страны “Большой семерки”, список которых приведен в…

Созвездие Малого Пса

Созвездие малый пёс – все о космосе

Это небольшое зимнее созвездие располагается левее созвездия Ориона и выше Большого Пса. Главные звезды этих созвездий образуют фигуру, которая называется Зимним Треугольником. Входят в него Бетельгейзе, Сириус и Процион – альфа Малого Пса.

Это созвездие содержит мало интересных для наблюдения объектов. Здесь нет ни одного объекта из каталога Мессье, и из достопримечательностей имеются разве что достаточно любопытные звезды.

Процион – самая яркая звезда созвездия Малого Пса

Процион – одна из самых ярких звезд на небе, по этому параметру она на восьмом месте. Яркость Проциона – 0.4m, так что не заметить его или спутать с другой звездой довольно трудно.

Созвездие Малого Пса на небе.

Название звезды в переводе с греческого означает «перед собакой». Так получилось, потому что Процион расположен на небе севернее Сириуса – альфы Большого Пса, поэтому восходит раньше, и движется как раз перед Большим Псом.

Процион – одна из ближайших звезд, удаленная от нас всего на 11.4 световых лет. Самое любопытное, что это двойная система, в которой компонент А представляет собой горячий белый субгигант, а компонент B – горячий белый карлик.

Зимний Треугольник и Зимний Шестиугольник.

Большая звезда в системе Проциона ненамного больше Солнца – всего вдвое тяжелее и почти вдвое больше по размерам, но излучает света в 7.5 раз больше. Эта звезда, хотя и имеет возраст менее 2 миллиардов лет, уже выгорела, и сейчас она расширяется, превращаясь в гиганта. Со временем она станет красным гигантом, увеличившись в 80-150 раз.

Примечателен здесь компонент B – белый карлик. Эта звезда имеет много общего со Щенком – карликом из системы Сириуса. Но у Проциона белый карлик еще плотнее, чем у Сириуса. Расстояние между звездами в системе Проциона – всего 16 а.е. как от Солнца до Урана. Процион B имеет яркость 10.7m и заметить его любительскими средствами не получится.

Гомейса – бета Малого Пса

Вторая по яркости звезда Малого Пса имеет собственное название – Гомейса, что в переводе с арабского означает «плачущие глаза». Она удалена от нас на 170 световых лет, втрое тяжелее Солнца, и вчетверо больше.

Эта звезда яркостью 2.9m является новоподобной и переменной звездой типа γ Кассиопеи. Она очень быстро вращается и периодически вспыхивает, отчего вокруг звезды имеется газовый диск. Из-за того, что звезда теряет свое вещество, название ей подходит как нельзя лучше. Непонятно только, откуда арабы могли про это знать.

Остальные звезды созвездия Малого Пса не такие яркие, и не имеют каких-то особенностей. Скоплений, галактик и туманностей ярче 15m здесь также нет, а для наблюдения более тусклых объектов нужна очень серьезная техника. Так что созвездие Малого Пса может показаться немного скучноватым, особенно по сравнению с гораздо более богатыми на сокровища Большим Псом, Орионом и Тельцом.

Созвездия Северного Полушария :: Малый Пес

Нет

Соседние созвездия:
Близнецы, Единорог, Гидра, Рак

Созвездие видно в широтах от -75° до +85°

Малый Пес — небольшое, но эффектное экваториальное созвездие, в котором находится красивейшая звезда Процион (а Малого Пса) — ярчайшая в созвездии и седьмая по яркости звезда на небе. Ее блеск составляет -0,7 звездной величины. Процион имеет желтоватый цвет, его радиус равен 2 радиусам Солнца, светимость — в 7 рааз больше. Это одна из ближайших к Солнцу звезд: расстояние до Проциона всего 3,49 пк.

Общие сведения об атмосфере марса – все о космосе

Процион — двойная звезда, ее второй компонент с блеском 10,8m является белым карликом — маленькой звездой размером с Землю. При этом карлик имеет очень большув массу, примерно равную солнечной.

Белые карлики — результат сжатия остывающих ядер нормальных звезд, на заключительном этапе их эволюции.

В отличие от обычных звезд, в белых карликах закончилось «ядерное топливо» и они светятся за счет пока еще раскаленного вещества.

Название звезды Процион произошло от греческоп «про-кион», что означает «предшественник пса», или «передняя собака», то есть оно связано с Сириусом (a Большого Пса), которого он «опережает» на небе.

Гомейза (B Малого Пса), имеет блеск 2,89m и являета второй яркой звездой Малого Пса.

Малого Пса найти на небе легко. Однако созвездие, расположенное в экваториальной области, восходит над горизонтом не очень высоко, и время для его наблюдения ограничено. Чтобы отыскать Малого Пса, надо встать лицом к южной части горизонта и найти созвездие Ориона — одно из самых красивых созвездий зимнего неба. Оно известно своими яркими звездами и знаменитым «поясом» Ориона — астеризмом, состоящим из трех ярких звезд, лежащих на наклонной прямой линии. Малый Пес и его звезда Процион находятся восточнее, севернее над ним расположились Близнецы.Созвездие хорошо видно на всей территории России, наиучшие условия для наблюдений — январь и февраль.

Мой блог находят по следующим фразам

Малый Пес

Созвездие малый пёс – все о космосе

Малый Пес – небольшое по площади, но красивое созвездие южного полушария. В нем расположена красивейшая звезда Процион (альфа Малого Пса), самая яркая в созвездии, с блеском 0,7 звездной величины.

Название Процион произошло от греческого «про-кион», что значит «предшественник пса», или «передняя собака», следовательно оно связано с Сириусом (альфа Большого Пса), которого он «опережает» на небе. Радиус Проциона равен 2 радиусам Солнца и светимость в семь раз больше.

У звезды желтоватый цвет. Это одна из ближайших к Солнцу звезд: расстояние до Проциона всего 3,49 пк.

Процион – двойная звезда, ее второй компонент с блеском 10,8 является белым карликом – маленькой звездой, размером с Землю. При этом карлик имеет очень большую массу, примерно равную солнечной. Белые карлики – результат сжатия остывающих ядер нормальных звезд, на заключительном этапе их эволюции.

В отличие от обычных звезд, в белых карликах закончилось «ядерное топливо» и они светится за счет пока еще раскаленного вещества. Вторая яркая звезда созвездия Малого пса называется Гомейза, с блеском 2,89 звездной величины.Один из древнегреческих мифов, рассказывающий о происхождении названия созвездия, связан с меньшим из двух псов Ориона (в греческой мифологии – Актеона).

Охотник Орион охотился в лесах на диких зверей со своими двумя собаками (Большой Пес и Малый Пес). Во время своих путешествий на острове Хиос, Ориона настигла смерть от укуса скорпиона. Известный врач Асклепий (Эскулап), узнав о его преждевременной смерти, решил воскресить его.

Это известие привело в ярость владыку подземного царства мертвых Аида, и тот пожаловался своему брату громовержцу Зевсу, который убил Аскяепия молнией. Впоследствии Зевс, наряду с другими, превратил Малого Пса в созвездие и поместил его на небо. Согласно другому мифу в качестве прототипа Малого Пса называли одну из собак Ориона, которая разорвала своего хозяина.

Однажды на охоте он нашел прохладную пещеру с источником. На его беду, в ней отдыхала богиня Артемида. Окружавшие ее нимфы брызг али на нее воду, охлаждая богиню от полуденного зноя.

Таким образом смертный Орион невольно стал свидетелем красоты богини, что крайне разгневало ее. Она превратила несчастного охотника в оленя, за которым погнались его собственные собаки. Настигнув Ориона, собаки разорвали его. По другой версии этого мифа Артемида сама убила его стрелой, выпущенной из лука.

Поиск Малого Пса на небе

Созвездие видно в широтах от -75° до +85°. Наилучшие условия для наблюдений январь и февраль. Малый Пес хорошо виден на всей территории России. Соседние созвездия: Близнецы, Единорог, Гидра, Рак.

Малый Пес – небольшое созвездие обладающее яркой звездой – Процион, которая значительно облегчает его поиск на небе. Осенью оно находится на востоке низко, над самым горизонтом. Над ним расположились Близнецы, а немного выше и справа – яркий Орион.

Зимой в полночь Малый Пес проходит небесный меридиан и находится и кульминации. В этот момент его самая яркая звезда Процион находится точно на юге. Кастор и Поллукс, звезды Близнецов, «взирают» на созвездие сверху, а Орион находится справа.

Летом Малый Пес виден непродолжительное время на вечерней заре. После этого созвездие заходит за горизонт. Справа и выше находятся близнецы. Точно над созвездием расположилась большая Медведица. Слева и выше-Лев.

Созвездие Малый Пёс

Созвездие малый пёс – все о космосе

В зоопарк созвездий попало такое небольшое созвездие, как Малый Пёс. Лишь 183 квадратных градуса и 71 место занимает на небесной сфере. Созвездие уютно расположилось между Близнецами и Единорогом и лежит прямо на Млечном Пути.

Содержание

Легенда и история

Малый Пёс — младшая из охотничьих собак Ориона. По легенде Большой и Малый Псы разорвали Актеона (персонаж древнегреческой мифологии) на части из-за того, что он подглядывал за купающейся в лесном озере богиней охоты Артемидой.

В некоторых источниках можно встретить легенду, что Процион — собака Эригона Мэра, которая нашла своего хозяина мёртвым (его убили пастухи).

Характеристики

Видимость созвездия
От +90° до −76°

Полушарие
Северное — Южное

Время для наблюдения на территории
Беларуси, России и Украины
Январь — февраль

Самые и интересные объекты для наблюдения в созвездии Малый Пёс

На наличие дип-скай объектов в созвездии Малый Пёс сказались в первую очередь его размеры. К сожалению, созвездие не содержит ни одной галактики, туманности или звёздного скопления вплоть до 13-й звёздной величины. И лишь яркая звезда Процион таит в себе не мало тайн и загадок.

Двойная звезда Процион (α CMi)

Зимний треугольник из ярких звёзд: Процион, Бетельгейзе и Сириус

Процион — самая яркая звезда Малого Пса и восьмая по яркости звезда видимая с Земли (включая Солнце). Звёздная величина — 0,38m. В конце 19 века (в 1896 году) Дж. Шеберль обнаружил двойственную структуру звезды.

Главная звезда пары — желтовато-белая звезда спектрального класса F5, а её спутник — белый карлик 11-й звёздной величины, который удалён на угловое расстояние 4″. Период обращения его вокруг главной звезды — 41 год.

Примерное расстояние от Солнца до пары звёзд — 11,4 световых года.

Кроме астеризма «Зимний треугольник» из звёзд Процион, Бетельгейзе и Сириус, так же это звезда входит в состав более абстрактного зимнего круга, который включает в себя такие яркие звёзды как: Ригель в созвездии Орион, Сириус в Большом Псе, Альдебаран в Тельце, Капелла в Возничем, Кастор и Поллукс в Близнецах.

Забавно — те, кто смотрели Звёздный Путь: Энтерпрайз, вспомнят, что Процион — главная звёздная система Андории, родной мир Андорианцев.

И ещё, почему-то хорошо запомнилась мне звёздная система Процион из игры Космические рейнджеры. Помните?

Без дип-скаев и созвездие как не созвездие. Шутка.

P. S. О том, как же лучше вести наблюдение того или иного объекта дальнего космоса: будь то галактика или звёздное скопление, или туманность — читайте в соответствующих статьях, список которых приведён ниже.

Уважаемые читатели, подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен. Нажмите "Подписаться на канал", чтобы получать все самые лучшие материалы к себе в ленту.