Малоизвестные факты об атмосфере Марса

Общие сведения об атмосфере марса – все о космосе

Ровно 40 лет назад – 12 марта 1974 года – спускаемый аппарат советской космической станции “Марс-6” во время посадки впервые передал на Землю данные об атмосфере Красной планеты.

Проведенный анализ химического состава дал представление о ее эволюции и подсказал направления дальнейших исследований. С тех пор Марс исследовали десятки других аппаратов, а вместе с новыми открытиями появлялись и новые вопросы.

“РГ” собрала три малоизвестных и загадочных факта об атмосфере Марса, занимающие умы ученых.

Метан и аммиак

Главный вопрос, который мучает всех исследователей Марса, существовала ли на планете жизнь? Ни одного доказательства этого пока не найдено, зато ученые все время получают новые подтверждения того, что по крайней мере условия для появления жизни на Марсе были.

В частности, в 2004 году космический аппарат Mars Express Европейского космического агентства (ЕКА) обнаружил в атмосфере планеты следы аммиака. Радости ученых не было предела по нескольким причинам. Считается, что в атмосфере Марса аммиак не может существовать долгое время.

Значит, найденные следы вещества – не отголосок доисторических эпох, и на планете где-то есть источники выделения газа. Таковыми могут быть действующие вулканы (на Марсе они не обнаружены), либо деятельность микроорганизмов.

Однако ни одна из этих версий пока не нашла подтверждения.

Еще более загадочная история произошла с метаном, который ученые также считают признаком наличия жизни на Марсе. В 2003 году газ впервые был обнаружен в атмосфере Красной планеты, а совсем недавно вдруг полностью испарился.

Переживания ученых понять можно, ведь метан на Земле в основном образуется живыми организмами, в частности, при их разложении. Однако не исключено, что люди выдали желаемое за действительное.

Во-первых, большая часть результатов исследований была получена при анализе атмосферы с наземных телескопов и отправленных к Марсу зондов, которые не дают 100-процентной уверенности в точности замеров.

Во-вторых, периодически фиксировались довольно сильные выбросы метана в разных частях Марса, а никакого объяснения этому не было. Газ, также как и аммиак, мог появиться от вулканической деятельности, вот только ее на Красной планете сейчас нет.

Истину должен был установить американский марсоход Curiosity, оснащенный суперсовременной химической лабораторией. Однако он после посадки на Марсе летом 2012 года метана в атмосфере не зафиксировал, разве что в пределах статистической погрешности. Теперь ученые ломают голову, куда метан мог так быстро испариться. По самым грубым прикидкам, солнечная радиация уничтожала бы его сотни лет.

Защита от радиации

Атмосфера Марса гораздо более разреженная, чем у Земли, а прослойка озонового слоя и вовсе меньше в тысячи раз. Из-за этого до поверхности планеты доходит гораздо больше солнечного света, а следовательно выше и уровень радиации. Сейчас это считается одним из главных рисков при отправке на Марс пилотируемой экспедиции – космонавты могут просто не выдержать сильного облучения и погибнуть.

Однако осенью прошлого года ученые получили обнадеживающие данные, которые говорят, что атмосфера Марса гораздо лучше справляется с защитной функцией, нежели это считалось ранее. На Солнце произошел мощный выброс плазмы, достигший Марса.

В этот момент детектор, установленный на орбитальном зонде “Марс-Одиссей” зафиксировал кратный рост потока заряженных частиц, а прибор ДАН (“Динамическое альбедо нейтронов”) на борту марсохода Curiosity практически ничего не “почувствовал”, рассказал РИА Новостям заместитель руководителя эксперимента ДАН Максим Литвак из Института космических исследований РАН.

– Атмосфера, как оказалось, очень сильно все экранирует, что хорошо. Если на орбите фон возрос в несколько раз, а на поверхности – на единицы процентов, – заявил ученый.

Примерно в то же время французские исследователи раскрыли тайну неравномерности озонового слоя Марса. В частности, до этого было замечено мощное скопление озона над южным полюсом планеты, а вот откуда он взялся, было не ясно.

Франк Монмессин и Франк Лефевр из Центра атмосферы, экологии и космических наблюдений в Гвианкуре предположили, что озон возникает там из-за взаимодействия свободных атомов кислорода, попадающих на полюс вместе в ветром, дующим с умеренных широт, с молекулами СО2.

Правда, загадкой остается, почему подобные явления не наблюдаются над другими частями планеты. Возможно, это связано с сезонными различиями мощности меридианальных ветров или концентрации водяных паров, препятствующих появлению в атмосфере свободных атомов кислорода.

Куда делась атмосфера

Упомянутый уже Curiosity помог разгадать тайну исчезновения большей части атмосферы Марса. Судя по всему, она “испарилась” в космос около 4 миллиардов лет назад. К такому выводу пришла группа ученых под руководством Кристофера Уэбстера из лаборатории реактивного движения НАСА в Пасадене (США), свои выводы они опубликовали в журнале Science.

– Мы зафиксировали необычно высокие доли “тяжелых” изотопов в атмосфере Марса. Так как легкие изотопы легче покидают атмосферу планеты, чем тяжелые, это можно считать признаком того, что воздух Красной планеты действительно “испарялся” в космос”, – заявил Уэбстер.

Исследователи сравнили доли “тяжелых” изотопов углерода, кислорода и водорода в атмосфере Марса и в марсианских метеоритах, возраст которых оценивается в 4 миллиарда лет. Так как в метеоритах таких изотопов было меньше, ученые сделали вывод о времени, когда Красная планета лишилась большей части атмосферы.

В свою очередь британские ученые, также изучив метеориты с Марса, пришли к выводу, что большая часть углекислого газа (CO2), который некогда составлял основу атмосферы, была поглощена твердыми породами за счет процесса карбонизации. Из-за этого исчез парниковый эффект, Марс стал холодной планетой, и воду в жидком состоянии там теперь встретить нельзя.

Основные характеристики Марса. Атмосфера. Движение планеты

© Владимир Каланов,
сайт “Знания-сила”.

Атмосфера Марса

Состав и другие параметры атмосферы Марса к настоящему времени определены достаточно точно. Атмосфера Марса состоит из углекислого газа (96%), азота (2,7%) и аргона (1,6%). Кислород присутствует в ничтожном количестве (0,13%).

Водяные пары́ представлены в виде следов (0,03%). Давление на поверхности составляет всего 0,006 (шесть тысячных) от давления на поверхности Земли.

Марсианские облака́ состоят из паро́в воды и углекислого газа и выглядят примерно как перистые облака́ над Землёй.

Цвет марсианского неба красноватый из-за присутствия в воздухе пы́ли. Крайне разреженный воздух слабо переносит тепло, поэтому в разных районах планеты велика́ разница температур.

Несмотря на разреженность атмосферы, нижние её слои представляют достаточно серьёзную преграду для космических аппаратов. Так, конусные защитные оболочки спускаемых аппаратов «Маринер-9» (1971 г.

) при прохождении марсианской атмосферы от самых верхних её слоёв до расстояния 5 км от поверхности планеты нагревались до температуры 1500°C.

Марсианская ионосфера простирается в пределах от 110 до 130 км над поверхностью планеты.

Движение Марса по небу

Марс можно увидеть с Земли невооружённым глазом.

Его видимая звёздная величина достигает −2,9m (при максимальном сближении с Землёй), уступая по яркости лишь Венере, Луне и Солнцу, но бо́льшую часть времени Юпитер для земного наблюдателя является более ярким, чем Марс. Марс движется вокруг Солнца по эллиптической орбите, то удаляясь от светила на 249,1 млн. км, то приближаясь к нему до расстояния 206,7 млн. км.

При внимательном наблюдении за движением Марса можно заметить, что в течение года направление его движения по небосклону меняется. Кстати, это заметили ещё древние наблюдатели. В определённый момент кажется, что Марс движется в обратном направлении.

Но это движение лишь кажущееся с Земли. Никакого обратного движения по своей орбите Марс, естественно, совершать не может.

А видимость обратного движения создается потому, что орбита Марса по отношению к орбите Земли внешняя, а средняя скорость движения по орбите вокруг Солнца у Земли выше (29,79 км/с), чем у Марса (24,1 км/с).

В момент, когда Земля начинает обгонять Марс в своём движении вокруг Солнца, и создаётся впечатление, что Марс начал обратное или, как называют астрономы, ретроградное движение. Схема обратного (ретроградного) движения хорошо иллюстрирует это явление.

Наименование параметров
Количественные показатели

Среднее расстояние до Солнца
227,9 млн. км

Минимальное расстояние до Солнца
206,7 млн. км

Максимальное расстояние до Солнца
249,1 млн. км

Диаметр экватора
6786 км (Марс почти вдвое меньше Земли по размерам — его экваториальный диаметр составляет ~53 % земного)

Средняя орбитальная скорость вращения вокруг Солнца
24,1 км/с

Период вращения вокруг собственной оси (Сидерический экваториальный период вращения)
24ч 37 мин 22,6 с

Период обращения вокруг Солнца
687 сут

Известные естественные спутники

Масса (Земля = 1)
0,108 (6,418×1023 кг )

Объём (Земля = 1)
0,15

Средняя плотность
3,9 г/см³

Средняя температура поверхности
минус 50°С (перепад температур составляетот −153 °C на полюсе зимой и до +20 °C на экваторе в полдень)

Наклон оси
25°11'

Наклон орбиты по отношению к эклиптике
1°9'

Давление на поверхности (Земля = 1)
0,006

Состав атмосферы
СО2 – 96%, N – 2,7%, Ar – 1,6%, O2 – 0,13%, H2O (пары) – 0,03%

Ускорение свободного падения на экваторе
3,711 м/с² (0,378 земного)

Параболическая скорость
5,0 км/с (для Земли 11,2 км/с)

Из таблицы видно, с какой высокой точностью определены основные параметры планеты Марс. Это не вызывает удивления, если иметь ввиду, что для астрономических наблюдений и исследований теперь используются самые современные научные методы и высокоточная аппаратура.

Но совсем с другим чувством мы относимся к таким фактам из истории науки, когда учёные прошлых веков, часто не имевшие в своём распоряжении никаких астрономических приборов, кроме самых простых телескопов с небольшим увеличением (максимум в 15-20 раз), производили точные астрономические вычисления и даже открывали законы движения небесных тел.

Для примера вспомним, что итальянский астроном Джандоменико Кассини уже в 1666 году (!) определил время вращения планеты Марс вокруг своей оси. Его вычисления дали результат 24 часа 40 минут. Сравните этот результат с периодом вращения Марса вокруг своей оси, определённым с помощью современных технических средств (24 часа 37 мин. 23 секунды). Нужны ли тут наши комментарии?

Или такой пример. Иоганн Кеплер в самом начале XVII века открыл законы движения планет, не располагая ни точными астрономическими приборами, ни математическим аппаратом для вычисления площадей таких геометрических фигур как эллипс и овал. Страдая от дефекта зрения, он проводил точнейшие астрономические измерения.

Подобные примеры показывают большое значение активности и воодушевления в науке, а также преданности делу, которому человек служит.

© Владимир Каланов,
“Знания-сила”

Атмосфера Марса: состав, климат и погода – Звездный каталог. Наша планета и то, что вокруг неё

Звездный каталог » Солнечная система » Атмосфера Марса: состав, климат и погода

Атмосфера Марса: состав, климат и погода

• Рубрика: Солнечная система
  • Теги: Марс

Когда мы говорим об изменениях климата, то грустно качаем головами — ах, как же сильно изменилась наша планета за последнее время, как загрязнена её атмосфера… Однако если мы хотим увидеть подлинный пример того, какими фатальными могут быть изменения климата, то искать его придется не на Земле, а за её пределами. Марс весьма подойдет для этой роли.

Марс в наши дни, и такой, каким (возможно) он был 3,5 миллиарда лет назад

То что было здесь миллионы лет назад, не идет ни в какое сравнение с картиной сегодняшнего дня. В наши дни, Марс — это лютый холод на поверхности, низкое давление, очень тонкая и разреженная атмосфера.

Перед нами лежит лишь бледная тень былого мира, температура поверхности которого была не намного ниже нынешней температуры на земле, а по равнинам и ущельям неслись полноводные реки.

Возможно здесь даже была органическая жизнь, кто знает? Все это осталось в прошлом.

Из чего состоит атмосфера Марса?

Ныне климат Марса суров и отвергает даже возможность обитания здесь живых существ. Марсианская погода формируется множеством факторов, среди которых цикличный рост и таяние ледяных шапок, водяные пары в атмосфере и сезонные пылевых бури. Порой, гигантские пылевые бури охватывают сразу всю планету и могут длиться месяцами, окрашивая небо в густой красный цвет.

Атмосфера Марса примерно в 100 раз тоньше, чем у Земли, а на 95 процентов состоит углекислого газа. Точный состав марсианской атмосферы таков:

• Углекислый газ: 95,32 %
  • Азот: 2,7 %
  • Аргон: 1,6 %
  • Кислород: 0,13 %
  • Окись углерода: 0,08 %

Кроме того, в незначительных количествах встречаются: вода, оксиды азота, неон, тяжелый водород, криптон и ксенон.

На заре существования Солнечной системы, то есть 4,5-3,5 миллиарда лет назад, Марс обладал достаточно плотной атмосферой, благодаря чему на его поверхности вода могла находится  в жидком виде.

Орбитальные фотографии показывают контуры обширных речных долин, очертания древнего океана на поверхности красной планеты, а марсоходы уже не однократно находили образцы химических соединений, которые доказывают нам, что глаза не врут — все эти привычные человеческому глазу детали рельефа на Марсе, сформировались в таких же условиях, как и на Земле.

Вода на Марсе была без сомнений, вопросов здесь нет. Вопрос только в том, почему она в итоге исчезла?

Основная теория на этот счет выглядит примерно так: когда-то давно у Марса было планетарное магнитное поле, эффективно отражающее солнечную радиацию, однако со временем оно начало слабеть и около 3,5 млрд. лет назад практически сошло на нет (отдельные локальные очаги магнитного поля, причем по мощности вполне сравнимого с земным, есть на Марсе и сейчас).

Так как размеры Марса почти вдвое меньше земных, его гравитация значительно слабее, чем у нашей планеты. Сочетание этих двух факторов (потеря магнитного поля и слабая гравитация) привели к тому. что солнечный ветер стал «выбивать» легкие молекулы из атмосферы планеты, постепенно истончая её.

Так, в считанные миллионы лет, Марс оказался в роли яблока, с которого ножом аккуратно срезали кожицу.

Ослабевшее магнитное поле уже не могло эффективно «гасить» космическую радиацию, и солнце из источника жизни превратилось для Марса в убийцу. А истонченная атмосфера не могла уже удерживать тепло, поэтому температура на поверхности планеты упала до среднего значения в -60 градусов по Цельсию, лишь летним днем на экваторе, достигая +20 градусов.

Хотя атмосфера Марса сейчас примерно в 100 раз тоньше земной, она все еще достаточно толстая, чтобы на красной планете активно проистекали процессы погодообразования, выпадали осадки, возникали тучи и ветры.

«Пыльный дьявол» — небольшой торнадо на поверхности Марса, сфотографированный с орбиты планеты

Радиация, пыльные бури и другие особенности Марса

Радиация у поверхности планеты представляет опасность, однако по данным НАСА, полученным из сбора анализов марсоходом «Curiosity», следует, что даже за 500-дневный период прибывания на Марсе (+360 дней в пути), астронавты (с учетом защитного снаряжения) получили бы «дозу» радиации равную 1 зиверту (~100 рентген).

Эта доза опасна, однако безусловно не убьет взрослого человека «на месте». Считается, что полученный 1 зиверт облучения, на 5% увеличивает риск астронавта на развитие рака.

По мнению ученых, ради науки можно пойти и на большие лишения, тем более, первый шаг на Марс, даже если он и сулит проблемы со здоровьем в будущем… Это определенно шаг в бессмертие!

На поверхности Марса, сезонно, бушуют сотни  пылевых дьяволов (торнадо) поднимающие в атмосферу пыль из железных окислов (ржавчину, по простому) которая обильно покрывает марсианские пустоши.

Марсианская пыль очень мелкая, что в сочетании с малой силой тяжести приводит к тому, что в атмосфере всегда присутствует её значительно количество, достигающее особенно больших концентраций осенью и зимой в северном, и весной и летом — в южном полушариях планеты.

Пылевые бури на Марсе — крупнейшие в солнечной системе, способные покрывать всю поверхность планеты и порой идти месяцами. Основные сезоны пылевых бурь на Марсе — весна и лето.

Механизм таких мощных погодных явлений изучены не до конца, но с большой долей вероятности объясняется следующей теорией: когда большое число частичек пыли поднимается в атмосферу, это приводит к её резкому прогреву на большую высоту.

Теплые массы газов устремляются в сторону холодных областей планеты, порождая ветер.

Марсианская пыль, как уже отмечалось, очень легкая, поэтому сильный ветер поднимает в верх ещё больше пыли, что в свою очередь ещё сильнее нагревает атмосферу и порождает ещё более сильные ветры, которые в свою очередь поднимают ещё больше пыли… ну и так далее!

Дождей на Марсе нет, да и откуда им взяться на морозе в -60 градусов? А вот снег иногда идет. Правда состоит такой снег не из воды, а из кристалликов углекислого газа, да и по свойствам больше напоминает туман, а не снег (слишком малы «снежинки»), однако будьте уверены — это самый настоящий снег! Просто с местной спецификой.

Вообще, «снег» идет почти по всей территории Марса, причем процесс этот цикличный — ночью углекислый газ замерзает и превращается в кристаллы, выпадая на поверхность, а днем оттаивает и снова возвращается в атмосферу.

Однако на северном и южном полюсах планеты, в зимний период, царит мороз до -125 градусов, поэтому единожды выпав в виде кристаллов, газ уже не испаряется, и лежит пластом до весны.

Учитывая размер снежных шапок Марса, надо ли говорить, что зимой концентрация углекислого газа в атмосфере падает на десятки процентов? Атмосфера становится ещё более разреженной, и как следствие задерживает ещё меньше тепла… Марс погружается в зиму.

Спустя несколько месяцев, планета оказывается ближе к солнцу, начинается процесс активного таяния снеговых шапок, атмосфера насыщается углекислым газом, становится плотнее, и тогда наступает настоящее марсианское лето!

Южная шапка Марса не истаивает полностью даже в самые «жаркие» годы, а вот северная полярная шапка летом может растаять совсем, обнажая под толщей «сухого льда» (углекислого) настоящий водяной лед.

Типичный марсианский пейзаж — бесплодная каменистая равнина

Что ещё у нас есть про Марс?

Список источников литературы

Связанные материалы:

Марс, атмосфера и климат общие сведения

Атмосфера и климат

Характеристики: Атмосфера Марса более разряжена, чем воздушная оболочка Земли. По составу она напоминает атмосферу Венеры и на 95% состоит из углекислого газа. Около 4% приходится на долю азота и аргона.

Кислорода и водяного пара в марсианской атмосфере меньше 1% . Среднее давление атмосферы на уровне поверхности около 6,1 мбар. Это в 15000 раз меньше, чем на Венере, и в 160 раз меньше, чем у поверхности Земли. В самых глубоких впадинах давление достигает 10 мбар.

Средняя температура на Марсе значительно ниже чем на Земле, – около -40° С. При наиболее благоприятных условиях летом на дневной половине планеты воздух прогревается до 20° С – вполне приемлемая температура для жителей Земли. Но зимней ночью мороз может достигать до -125° С.

При зимней температуре даже углекислота замерзает, превращаясь в сухой лед. Такие резкие перепады температуры вызваны тем, что разреженная атмосфера Марса не способна долго удерживать тепло.

Первые измерения температуры Марса с помощью термометра, помещённого в фокусе телескопа-рефлектора, проводились ещё в начале 20-х годов. Измерения В. Лампланда в 1922 г. дали среднюю температуру поверхности Марса -28°С, Э. Петтит и С. Никольсон получили в 1924 г. -13°С. Более низкое значение получили в 1960г. У.

Синтон и Дж. Стронг: -43°С. Позднее, в 50-е и 60-е гг. были накоплены и обобщены многочисленные измерения температур в различных точках поверхности Марса, в разные сезоны и времена суток. Из этих измерений следовало, что днём на экваторе температура может доходить до +27°С, но уже к утру до -50°С.

Марс Одиссей – Глобальная пылевая буря

На Марсе существуют и температурные оазисы, в районах “озера” Феникс (плато Солнца) и земли Ноя перепад температур составляет от -53° С до +22° С летом и от -103° С до -43° С зимой. Итак, Марс – весьма холодный мир, однако климат там ненамного суровее, чем в Антарктиде.

Когда первые фотографии с поверхности Марса, сделанные “Викингом”, были переданы на Землю, ученые были очень сильно удивлены, увидев, что Марсианское небо не черное, как это предполагалось, а розовое.

Оказалось что пыль, висящая в воздухе, поглощает 40% поступающего солнечного цвета, создавая цветной эффект.

Пылевые бури: Одним из проявлений перепада температур являются ветры. Над поверхностью планеты часто дуют сильные ветры, скорость которых доходит до 100 м/с. Малая сила тяжести позволяет даже разреженным потокам воздуха поднимать огромные облака пыли.

Иногда довольно обширные области на Марсе бывают охвачены грандиозными пылевыми бурями. Чаще всего они возникают вблизи полярных шапок. Глобальная пылевая буря на Марсе помешала фотографированию поверхности с борта зонда “Маринер-9”. Она бушевала с сентября 1971 по январь 1972 г.

, подняв в атмосферу на высоте более 10 км около миллиарда тонн пыли. Пылевые бури чаще всего бывают в периоды великих противостояний, когда лето в южном полушарии совпадает с прохождением Марса через перигелий. Продолжительность бурь может достигать 50-100 суток.

(Раньше меняющийся цвет поверхности объяснялся ростом марсианских растений).

Пылевые дьяволы: Пылевые смерчи – еще один пример процессов на Марсе, связанных с температурой. Такие смерчи очень частые проявления на Марсе. Они поднимают в атмосферу пыль и возникают из-за разниц температур. Причина: днем поверхность Марса достаточно нагревается (иногда и до положительных температур), но на высоте до 2х метров от поверхности атмосфера остается такой же холодной. Такой перепад вызывает нестабильность, поднимая в воздух пыль – образуются пылевые дьяволы.
     Водяной пар: Водяного пара в марсианской атмосфере совсем немного, но при низких давлении и температуре он находится в состоянии, близком к насыщению, и часто собирается в облака. Марсианские облака довольно невыразительны по сравнению с земными. В телескоп видны только самые большие из них, но наблюдения с космических кораблей показали, что на Марсе встречаются облака самых разнообразных форм и видов: перистые, волнистые, подветренные (вблизи крупных гор и под склонами больших кратеров, в местах, защищенных от ветра). Над низинами – каньонами, долинами – и на дне кратеров в холодное время суток часто стоят туманы. Зимой 1979 г. в районе посадки “Викинга-2” выпал тонкий слой снега, который пролежал несколько месяцев.
     Времена года: На сегодняшний момент известно, что из всех планет Солнечной системы Марс наиболее подобен Земле. Он сформировался приблизительно 4,5 млрд. лет назад. Ось вращения Марса наклонена к его орбитальной плоскости приблизительно на 23,9°, что сравнимо с наклоном земной оси, составляющим 23,4°, а потому там, как и на Земле, происходит смена сезонов. Ярче всего сезонные изменения проявляются в полярных областях. В зимнее время полярные шапки занимают значительную площадь. Граница северной полярной шапки может удалиться от полюса на треть расстояния до экватора, а граница южной шапки преодолевает половину этого расстояния. Такая разница вызвана тем, что в северном полушарии зима наступает, когда Марс проходит через перигелий своей орбиты, а в южном – когда через афелий. Из-за этого зима в южном полушарии холоднее, чем в северном. И продолжительность каждого из четырех марсианских сезонов разнится в зависимости от его удаления от Солнца. А потому в марсианском северном полушарии зима коротка и относительно «умеренна», а лето длинное, но прохладное. В южном же наоборот – лето короткое и относительно теплое, а зима длинная и холодная.      С наступлением весны полярная шапка начинает “съеживаться”, оставляя за собой постепенно исчезающие островки льда. В то же время от полюсов к экватору распространяется так называемая волна потемнения. Современные теории объясняют ее тем, что весенние ветры переносят вдоль меридианов большие массы грунта с различными отражательными свойствами.

Где марсианская вода?

По-видимому, ни одна из шапок не исчезает полностью. До начала исследований Марса при помощи межпланетных зондов предполагалось, что его полярные области покрыты застывшей водой. Более точные современные наземные и космические измерения обнаружили в составе марсианского льда также замерзший углекислый газ.

Летом он испаряется и поступает в атмосферу. Ветры переносят его к противоположной полярной шапке, где он снова замерзает. Этим круговоротом углекислого газа и разными размерами полярных шапок объясняется непостоянство давления марсианской атмосферы.

Марсианский день, называемый сол, составляет 24,6 часа, а его год – 669 сол.

Влияние климата: Первые попытки разыскать в марсианской почве прямые свидетельства наличия основы для жизни – жидкой воды и таких элементов, как азот и сера, не принесли успеха.

Экзобиологический эксперимент, проведенный на Марсе в 1976 году после посадки на его поверхность американской межпланетной станции «Викинг», несшей на своем борту автоматическую биологическую лабораторию (АБЛ), не принес доказательств существования жизни.

Отсутствие органических молекул на изученной поверхности могло быть вызвано интенсивным ультрафиолетовым излучением Солнца, так как у Марса нет защитного озонового слоя, и окисляющим составом почвы.

Поэтому верхний слой марсианской поверхности (толщиной около нескольких сантиметров) – бесплоден, хотя существует предположение, что в более глубоких, подповерхностных, слоях сохранились условия, которые были миллиарды лет назад.

Определенным подтверждением этих предположений стали недавно обнаруженные на Земле на глубине 200 м микроорганизмы – метаногены, питающиеся водородом и дышащие углекислым газом. Специально же проведенный учеными эксперимент доказал, что подобные микроорганизмы могли бы выжить и в суровых марсианских условиях. Гипотеза о более теплом древнем Марсе с открытыми водоемами – реками, озерами, а может, и морями, а также с более плотной атмосферой – обсуждается уже более двух десятилетий, так как «обживать» столь негостеприимную планету, да еще при отсутствии воды, было бы очень сложно. Для того чтобы на Марсе могла существовать жидкая вода, его атмосфера должна была бы очень сильно отличаться от нынешней.

Переменчивый марсианский климат     Современный Марс – очень негостеприимный мир. Разреженная атмосфера, к тому же непригодная для дыхания, страшные пылевые бури, отсутствие воды и резкие перепады температуры в течение суток и года – всё это свидетельствует о том, что заселить Марс будет не так-то просто. Но ведь когда-то на нём текли реки. Значит ли это, что в прошлом на Марсе был другой климат?      Есть несколько фактов в поддержку этого утверждения. Вопервых, очень старые кратеры практически стёрты с лица Марса. Современная атмосфера не могла вызвать такого разрушения. Во-вторых, существуют многочисленные следы проточной воды, что также невозможно при нынешнем состоянии атмосферы. Изучение скорости образования и эрозии кратеров позволило установить, что сильнее всего ветер и вода разрушали их около 3,5 млрд пет назад. Приблизительно такой же возраст имеют и многие промоины.      К сожалению, сейчас не удаётся объяснить, что именно привело к таким серьёзным изменениям климата. Ведь для того чтобы на Марсе могла существовать жидкая вода, его атмосфера должна была очень сильно отличаться от нынешней. Возможно, причина этого кроется в обильном выделении летучих элементов из недр планеты в первый миллиард лет её жизни или в изменении характера движения Марса. Из-за большого эксцентриситета и близости к планетам – гигантам орбита Марса, а также наклон оси вращения планеты могут испытывать сильные колебания, как короткопериодические, так и достаточно длительные. Эти изменения вызывают уменьшение или увеличение количества солнечной энергии, поглощаемой поверхностью Марса. В прошлом климат мог испытать сильное потепление, вследствие которого плотность атмосферы повысилась за счёт испарения полярных шапок и таяния подземных льдов.

Предположения о переменчивости марсианского климата подтверждаются недавними наблюдениями на Хаббловском космическом телескопе.

Он позволил производить с околоземной орбиты очень точные измерения характеристик атмосферы Марса и даже предсказывать марсианскую погоду. Результаты оказались довольно неожиданными.

Климат планеты сильно изменился со времени посадок спускаемых аппаратов «Викинг» (1976 г.): он стал суше и холоднее. Возможно, это связано с сильными бурями, которые в начале 70-х гг. подняли в атмосферу огромное количество мельчайших пылинок.

Эта пыль препятствовала остыванию Марса и испарению водяного пара в космическое пространство, но потом осела, и планета вернулась к своему обычному состоянию.                                      ( по материалам http://galspace.spb.ru/ )