Факты о плутоне – все о космосе

Факты о космосе, в которые трудно поверить

Факты о плутоне – все о космосе

1 апреля принято всех обманывать или подшучивать, но я пойду против традиции. Даже в этот день я не могу позволить себе обман читателей. Поэтому расскажу о реальных фактах, которые вызвали мое удивление. Разумеется, для кого-то эти факты не станут новостью, но, надеюсь, хоть что-то сможет заинтересовать каждого.

И еще надеюсь, что многие, подобно мне, и вопреки заветам Шерлока Холмса, тащат в свой мозговой чердак не только нужное, но и просто интересное. Буду рад, если эта первоапрельская подборка заставит кого-нибудь забраться поглубже в источники и перепроверить мои заявления.

Если быть точным, то не на орбите Земли, а на расстоянии от Солнца равному удаленности орбиты Земли. И для абсолютно черного тела, т.е. такого, которое полностью поглотит солнечные лучи, ничего не отразив обратно.Считается, что температура в космосе стремится к абсолютному нулю.

Во-первых, это не совсем так, поскольку вся известная Вселенная нагрета до 3К, реликтовым излучением. Во-вторых, вблизи от звезд температура повышается. А мы обитаем довольно близко к Солнцу. Сильная теплозащита нужна скафандрам и космическим кораблям потому, что они входят в тень Земли, и наше светило уже не может их согревать до указанного +4°С.

В тени температура может опускаться до -160° С, например ночью на Луне. Это холодно, но до абсолютного нуля еще далеко.Вот, для примера, показания бортового термометра спутника TechEdSat, который вращался на низкой околоземной орбите.

На его показания оказывала влияние еще и земная атмосфера, но в целом график демонстрирует не те ужасные условия, которые принято представлять в космосе.
Это, наверно, самый поразительный факт о космосе, который я узнал не так давно.

Условия на Венере настолько отличаются от всего, что мы могли бы вообразить, что венериане спокойно могли бы летать в земной ад, чтобы отдохнуть в мягком климате и комфортных условиях. Поэтому, как бы ни казалась фантастической фраза “свинцовый снег”, для Венеры – это реальность.

Благодаря радару американского зонда Magellan вначале 90-х, ученые обнаружили на вершинах венерианских гор некое покрытие, обладающее высокой отражающей способностью в радиодиапазоне. Поначалу предполагалось несколько версий: последствие эрозии, отложение железосодержащих материалов и т.п. Позже, после нескольких экспериментов на Земле, пришли к выводу, что это самый натуральный металлический снег, состоящий из сульфидов висмута и свинца. В газообразном состоянии они выбрасываются в атмосферу планеты во время извержений вулканов. Затем термодинамические условия на высоте 2600 м способствуют конденсации соединений и выпадению на возвышенностях.

Когда Плутон разжаловали из планет, правилом хорошего тона стало знание, что в Солнечной системе всего восемь планет. Правда, при этом же, ввели новую категорию небесных тел – карликовые планеты.

Это “недопланеты”, которые имеют округлую (или близкую к ней) форму, не являются ничьими спутниками, но, при этом не могут очистить собственную орбиту от менее массивных конкурентов. Сегодня считается, что таких планет пять: Церера, Плутон, Ханумеа, Эрида и Макемаке.

Ближайшая к нам – Церера. Через год мы узнаем о ней намного больше чем сейчас, благодаря зонду Dawn. Пока знаем только, что она покрыта льдом и с двух точек на поверхности у нее испаряется вода со скоростью 6 литров в секунду.

О Плутоне тоже узнаем в следующем году, благодаря станции New Horizons. Вообще, как 2014 год в космонавтике станет годом комет, 2015 год обещает стать годом карликовых планет.

Остальные карликовые планеты находятся за Плутоном, и какие-либо подробности о них мы узнаем не скоро. Буквально на днях нашли еще одного кандидата, правда официально его в список карликовых планет не включили, так же как и его соседку Седну. Но не исключено, что найдут еще, несколько более крупных карликов, поэтому число планет в Солнечной системе еще вырастет.

Благодаря колоссальному объему снимков и впечатляющим открытиям, совершенным телескопом Hubble, у многих существует представление, что этот телескоп обладает самым высоким разрешением и способен увидеть такие детали, которые не увидеть с Земли. Какое-то время так и было: несмотря на то, что на Земле можно собрать большие зеркала на телескопах, существенное искажение в изображения вносит атмосфера. Поэтому даже “скромное” по земным меркам зеркало диаметром 2,4 метра в космосе, позволяет добиться впечатляющих результатов. Однако, за годы, прошедшие с момента запуска Hubble и земная астрономия не стояла на месте, было отработано несколько технологий, позволяющих, если не полностью избавиться от искажающего действия воздуха, то существенно снизить его воздействие. Сегодня самое впечатляющее разрешение способен дать Very Large Telescope Европейской Южной обсерватории в Чили. В режиме оптического интерферометра, когда вместе работают четыре основных и четыре вспомогательных телескопа, возможно достичь разрешающей способности превышающей возможности Hubble примерно в пятьдесят раз.К примеру, если Hubble дает разрешение на Луне около 100 метров на пиксель (привет всем, кто думает, что так можно рассмотреть посадочные аппараты Apollo), то VLT может различить детали до 2 метров. Т.е. в его разрешении американские спускаемые аппараты или наши луноходы выглядели бы как 1-2 пикселя (но смотреть не будут из-за чрезвычайно высокой стоимости рабочего времени). Пара телескопов обсерватории Keck, в режиме интерферометра, способны превысить разрешение Hubble в десять раз. Даже по отдельности, каждый из десятиметровых телескопов Keck, используя технологию адаптивной оптики, способны превзойти Hubble примерно в два раза. Для примера фото Урана:

Впрочем Hubble без работы не остается, небо большое, а широта охвата камеры космического телескопа превышает наземные возможности. А для наглядности можно посмотреть сложноватый, но информативный график.

Американский научно популярный сайт приводит, а Компьютерра переводит любопытные расчеты, которые показывают, что путешествие в поясе астероидов не так опасно как представлялось Джорджу Лукасу.

Если все астероиды крупнее 1 метра расположить на плоскости, равной площади Главного астероидного пояса то получится, что одна каменюка приходится примерно на 3200 квадратных километров. 100 тыс. медведей России должны распределяться по штуке на каждые 170 квадратных километров территории.

Разумеется и астероиды и медведи стараются держаться ближе к себеподобным и оскверняют чистую математику своим неравномерным распределением, но ради праздника такими мелочами можно пренебречь.

Подпишитесь на блог zelenyikot, если вам интересно исследование космоса, как и мне.

7 МАЛОИЗВЕСТНЫХ ФАКТОВ О ПЛУТОНЕ, О КОТОРЫХ НЕ РАССКАЗЫВАЛИ В ШКОЛЕ

Факты о плутоне – все о космосе

Плутон – девятая планета «классической» солнечной системы. Правда, в 2006 году её лишили звания планеты и причислили к карликам. До 2015 года о ней не знали почти ничего. Когда космический корабль NASA «New Horizons» долетел до Плутона, ученые обнаружили умопомрачительный мир крутых гор, идеально ровных равнин, ледяных дюн и потрясающе голубой атмосферы.

Планета Плутон: год длиной 248 земных лет

При диаметре в 2370 километров (всего в половину ширины Соединенных Штатов) Плутон – самая маленькая из девяти классических планет и самый крупный обнаруженный «транс-нептунианский объект» (т. е. космическое тело за пределами планеты Нептун). Как и следовало ожидать, на поверхности Плутона очень холодно: около – 223 ° С.

Его гравитация составляет около 1/15 от земной. У Плутона есть 5 спутников: Харон, Никта, Гидра, Кербер и Стикс. Харон – самый большой из спутников (его диаметр примерно вдвое меньше, чем у Плутона). Чтобы полностью облететь Солнце, нужно около 248 земных лет, т. е. год на этой планете длится именно столько.

Внутреннее и внешнее ядро земли – все о космосе

Планета Плутон: Клайд Томбо и тот самый астрограф

Планета Плутон была обнаружена 18 февраля 1930 года астроном Клайдом Томбо в Обсерватории Лоуэлла в американском городе Флагстафф. Она получила свое имя в том же году благодаря Венеции Берни, 11-летней девочке-англичанке. Она впервые узнала о новой, безымянной планете от своего деда, который рассказал девочке о ней за завтраком, читая газету.

В то время Берни интересовалась греческой и римской мифологией, и она немедленно предложила название Плутон. Ее дедушка был впечатлен и упомянул об этом в записке своему другу, который преподавал астрономию в Оксфорде.

Профессор астрономии передал предложение Обсерватории Лоуэлла, и астрономам оно тоже понравилось (тем более, первые две буквы названия «Плутон» были инициалами основателя обсерватории, покойного на тот момент Персиваля Лоуэлла).

Планета Плутон: космический лифт реален

Космические лифты на данный момент являются фантастикой, но последние достижения в развитии углеродных нанотрубкок сделали перспективу их создания возможной. Идея состоит в том, чтобы вывести большой объект, такой как астероид, на геостационарную орбиту на экваторе Земли, и по существу соединить этот объект с Землей с помощью кабеля.

Затем можно будет поднимать предметы на орбиту без необходимости использования ракет. В случае же Плутона, как считают ученые, уникальные орбитальные характеристики Плутона и Харона создают интересные возможности для развития подобной технологии в будущем.

Два мира взаимосвязаны. Особенности их вращения приводят к тому, что карликовые планеты всегда повернуты друг к другу одной стороной. По сути, если стоять на экваторе Плутона, то Харон будет всегда находиться в зените, прямо над головой. Это предоставляет уникальную возможность протянуть между ними космический лифт.

Планета Плутон: 40 процентов планеты никто не видел

В 2015 году космический аппарат New Horizons прибыл в систему Плутона и передал на Землю уникальные снимки. Однако, поскольку зонд пролетел мимо планеты, не выходя на ее орбиту, ученые не имеют ни малейшего понятия, как выглядят 40 процентов планеты.

Планета Плутон

Традиционная модель солнечной системы представляет собой орбитальную плоскость, известную как эклиптика, в которой вокруг Солнца вращаются планеты. Т.е., все планеты вращаются в одной плоскости.

Все, кроме Плутона, который имеет 17-градусный наклон относительно эклиптики. Более того, подобно Урану, планета вращается вокруг своей оси, наклонившись на бок, причем в обратном направлении (с востока на запад).

Никто не знает, почему это так.

Планета Плутон: данные об атмосфере

Астрономы давно знают, что у Плутона есть атмосфера (свидетельством этого является то, что когда планета проходит перед звездами, астрономы могут видеть, как звезда тускнеет, а затем ее яркость возвращается к полной яркости).

Это затемнение вызвано атмосферой планеты. Поскольку Плутон находится так далеко от Солнца, лед на его поверхности сублимируется: он переходит из твердого состояния непосредственно в газообразное, не превращаясь сначала в жидкость.

Когда Плутон достиг перигелия (его орбита проходила максимально близко к Солнцу) в 1989 году, ожидалось, что его атмосфера начнет полностью разрушаться: сначала замерзнув, а потом выпав на поверхность в виде снега. Но этого не произошло. Оказалось, что атмосфера Плутона более плотная, чем полагали ученые.

Планета Плутон: небо цвета «голубой электрик»

Ученые из команды New Horizons не ожидали увидеть атмосферу Плутона во время пролета. Но зонд сумел увидеть восход и закат солнца над Плутоном, и оказалось, что они потрясающего «электрически-голубого» цвета. New Horizons также обнаружил отдельные слои атмосферы, которые можно проследить на сотни километров. Самый холодный слой находится внизу, а выше воздух становится теплее.

Интересные факты о планетах

Факты о плутоне – все о космосе

Исследование Плутона и других планет Солнечной системы дает возможность человечеству разгадать некоторые тайны мира, которые будоражат многие ученые умы. Какие удивительные процессы произошли с Плутоном с момента его открытия человечеством? Что за это время удалось обнаружить ученым?

Плутон и загадки его атмосферы

Человечество стремится исследовать Вселенную, открывая все новые тайны мира. Это регулярно приводит нас к разным открытиям, одним из которых оказались некоторые подробности исследования Плутона.

До недавнего времени ученые недооценивали эту планету, но сейчас был обнаружен удивительный феномен: масса газовой оболочки Плутона увеличилась в большое количество раз на протяжении последних нескольких лет.

Исследования этой планеты сильно затрудняются тем фактом, что на полный оборот вокруг солнца е1 требуется 248 земных лет. То есть, современные ученые не понимают до конца, как выглядит полный цикл сезонности на Плутоне. Ведь открыта эта Карликовая планета была менее века назад.

За время наблюдений за Плутоном была зафиксирована точка максимальной его близости к Солнцу, что произошло в 1989 году.

Обнаруженная на планете атмосфера, как ожидалось, будет лишь сокращаться в размерах по мере удаления планеты от звезды, однако сегодняшняя картина свидетельствует об обратном: толщина ее слоя сейчас составляет более 3 тысяч километров, что в 20 раз больше, чем 10 лет назад.

Крупнейшим спутником Плутона является Харон. Разреженная атмосфера планеты распространяется все ближе к нему и составляет уже около четверти расстояния между ними.

Кроме того, результаты исследований указали и на факт увеличения количества там углекислого газа. За этот же период времени его содержание в атмосфере Плутона удвоилось. При этом ученые до сих пор до конца не понимают атмосферного состава Карликовой планеты, лишь предполагая наличие в нем азота, который пока даже не удалось обнаружить.

Однако есть твердый факт: планета находится в непрерывной стадии изменений, пытаясь посвятить нас во все новые тайны мира. И скорость этих изменений по приведенным в пример направлениям просто потрясающа.

Среди возможных объяснений этому ученые видят тающие под действием солнечного тепла ледники, которые образуют выброс газа.

Не сбрасывают эксперты со счетов и такой фактор, как цикличность солнечной активности, которая в состоянии интенсифицировать происходящие на Плутоне (и на любой другой планете) процессы.

Похожие материалы

Топ 10 интересных фактов о плутоне

Факты о плутоне – все о космосе

Далёкие звёздные миры обладают необыкновенной притягательностью. Однако интерес для исследователей и любителей астрономии представляют и гораздо более близкие объекты.

Топ 10 фактов

Фото сделано в 2015 году зондом New Horizons, с расстояния 18 тыс. км

Факт 1. Для многих людей до сих пор Плутон считается планетой. Хотя международное астрономическое сообщество признало его в 2006 году всего лишь планетоидом, учебники астрономии пока что не обновлены, да и прежние утверждения в школьных программах остаются.

Факт 2. Несмотря на очень малую величину и температуру примерно в минус двести тридцать градусов по Цельсию (для сравнения – в Антарктиде не бывает холоднее минус девяноста градусов), Плутон обладает атмосферой.

Она, конечно, по сравнению с Землёй чисто символическая и тем не менее существует. Обнаружить атмосферу Плутона смогли в 1985 году, когда планетоид проходил перед звездой, и затемнение показало, что атмосфера прошла немного раньше его самого.

Тогда же удалось установить, что газовая оболочка планетоида состоит из метана, азота и углекислого газа.

Факт 3. Атмосфера Плутона… непостоянная. Когда он удаляется от Солнца, газы застывают и осаждаются на поверхность; когда орбита переходит в другую фазу, они вновь испаряются и так без конца.

Факт 4. Несмотря на небольшую величину, Плутон имеет пять спутников. Харон, крупнейший из них, по массе равен половине планетоида. Спутники Никта и Гидра были обнаружены лишь в середине 2000-х годов при наблюдении через телескоп Хаббл. Никта имеет диаметр сорок шесть километров, Гидра – шестьдесят один километр. Потому их так долго и не удавалось обнаружить.

В 2011 году астрономы открыли четвёртый спутник Плутона — Кербер, а в июле 2012 пятый — Стикс. Первые снимки спутников Стикс и Кербер удалось получить только в 2015 году.

Факт 5. Плутон, как и всякий планетоид, не имеет так называемой «чистой орбиты». Если сравнить массу Плутона и массу всех объектов на его орбите, то разница оказалась бы исчезающе малой. А, как известно, движение всякого небесного тела определяется центром его массы, то есть его гравитацией. Наша планета в полтора миллиона раз тяжелее, чем все объекты на её орбите.

Звезда trappist-1 и ее планеты – все о космосе

Факт 6. Хотя Харон традиционно считается спутником Плутона, на самом деле это не совсем так. Или даже совсем не так. Оба небесных тела вращаются вокруг одной и той же точки в космосе, а значит могут рассматриваться как двойная система карликовых планетоидов.

Факт 7. Большая часть орбиты самого отдалённого тела в солнечной системе дальше от Солнца, чем орбита Нептуна. Но есть у неё интересная особенность: на отдельных участках траектории Плутон сильно приближается к Солнцу и тогда он движется внутри орбиты Нептуна. Такое происходит нечасто, раз в 250 лет, а предыдущее сближение происходило с 1979 по 1999 годы.

Факт 8. Величина Плутона меньше, чем у любой из планет солнечной системы. Плотность его ничтожна: хотя диаметр составляет около 2400 километров (примерно в шесть раз меньше, чем у нашей планеты), но масса всего лишь четверть процента от земной.

Это объясняется тем, что, как и у планет из группы газовых гигантов, в его массе преобладают лёгкие вещества. Интересно, что Плутон меньше не только Меркурия, но и спутников основных планет нашей системы. И даже другая карликовая планета – Эрида – превосходит его.

Факт 9. В 2008 году, специально для Плутона и Эриды, международным космическим агентством был введен термин «Плутоид». Этот термин унял споры между приверженцами Плутона-планеты, и Плутона-планетоида.

Факт 10. Вторая часть двойной системы (Харон), как предполагают специалисты, имеет гейзеры. Конечно же, они не горячие, а холодные – выбрасывают гидрат аммиака и ледяные кристаллы.

Подборка коротких интересных фактов о Плутоне

• Название Плутону придумала 11-летняя школьница, предложив на конкурсе в Оксфорде. Первоначальное название было «Планета X».
  • Орбита Плутона хаотична, нестабильна и предсказать ее можно лишь на небольшой (относительно) период времени.
  • Спутники Плутона необычайно яркие тела. Вероятнее всего они покрыты водой, в форме чистого гладкого льда.
  • Американское диалектологическое сообщество в 2006 году добавило в словарь новое слово «оплутонить». Оно означает понизить в звании или уменьшить ценность.
  • Т.к. Плутон состоит на 90% из легких газов. Окажись он ближе к Солнцу, он имел бы все шансы стать кометой.

11 невероятных фактов о миссии «Новых горизонтов» к Плутону

Факты о плутоне – все о космосе

На протяжении этой недели, начиная с 14 июля, нас засыпали данными о невероятном по своей эпичности событии: космический аппарат NASA «Новые горизонты» пролетел мимо одного из последних рубежей нашей Солнечной системы, Плутона.

Зонд «Новые горизонты» — это первый космический аппарат, созданный чтобы достичь Плутона, и научная информация, которую он за свой полет собрал, в конечном счете перепишет наш учебник по этому крошечному ледяному миру, о котором мы знаем так мало. Миссия «Новых горизонтов» во многом уникальна и даже имеет несколько секретов на борту.

Перед вами 11 любопытных фактов о невероятной миссии на Плутон.

Запуск «Новых горизонтов» стал самым быстрым в истории

19 января 2006 года NASA прицепило космический аппарат «Новые горизонты» на вершину ракеты «Атлас-V» и запустило в космос.

Это был самый быстрый запуск в истории — была достигнута скорость свыше 58 000 км/ч. Спустя всего девять часов после запуска аппарат уже достиг Луны.

Астронавтам программы «Аполлон» понадобилось три дня, чтобы до нее добраться. Зонд «Новые горизонты» долетел до нее в восемь раз быстрее.

Когда был запущен зонд «Новые горизонты», Плутон был еще планетой

Когда был запущен зонд, ученые уже обеспокоенно шептались о статусе Плутона в числе планет. Это потому, что в 2005 году был обнаружен объект Эрис, размером с Плутон, и астрономам нужно было решить, станет ли Эрис десятой планетой или же проще пересмотреть определение планеты.

В конечном итоге Плутон перестал быть планетой через пять месяцев после запуска «Новых горизонтов».

Несмотря на то, что зонд «Новые горизонты» был создан для Плутона, он заглянул и к Юпитеру

В 2007 году аппарат «Новые горизонты» провел важную встречу с Юпитером. Космическому аппарату была нужна мощная гравитация гигантской планеты, которая ускорила зонд подобно выстрелу из рогатки в направлении Плутона. Этот облет был успешным и разогнал зонд еще на 14 500 км/ч.

Зонд «Новые горизонты» сделал первое видео извержения внеземного вулкана

Один из спутников Юпитера Ио обслуживает более четырех сотен вулканов, что делает его самым геологически активным и сухим объектом в нашей Солнечной системе. Когда зонд «Новые горизонты» приближался к Юпитеру, он сделал серию снимков Ио, которые выявили вулканические всплески на поверхности.

Все вместе, эти снимки позволили создать первое видео извергающегося вулкана за пределами Земли.

«Новые горизонты» везет прах открывателя Плутона Клайда Томбо

Томбо открыл эту карликовую планету в 1930 году, а спустя 67 лет, умирая, попросил отправить свой прах в космос. NASA поместило горсть его праха в верхнюю часть аппарата «Новые горизонты», прежде чем он был запущен в 2006 году. Его останки «посетили» планету, которую он открыл. Однако пепел Томбо — это всего один из ряда секретов на борту «Новых горизонтов».

Зонд «Новые горизонты» работает на ядерном топливе

Зонд «Новые горизонты» летит так далеко от Солнца, что не может рассчитывать на солнечные батареи для генерации энергии. Вместо этого его ядерная батарея преобразует излучение от распада атомов плутония в электричество, питая таким образом его двигатель и инструменты на борту, чтобы он собрал максимум возможной информации.

Такие батареи в дефиците. У NASA, к примеру, осталось плутония на пару таких. И производить пока не собираются.

На борту «Новых горизонтов» семь инструментов, два из них названы в честь героев телесериала 50-х

Пять из семи инструментов «Новых горизонтов» представлены акронимами. Некоторые из них звучат знакомо вроде PEPSSI (Pluto Energetic Particle Spectrometer Science Investigation) и REX (Radio Science Experiment).

Два инструмента без акронимов в своих названиях — это Ralph и Alice (Ральф и Алиса). Ральф будет помогать ученым изучать геологию и состав поверхности Плутона, тогда как Алиса займется изучением атмосферы Плутона. Ральф и Алиса (или Элис) — два главных персонажа в телесериале 50-х годов «Молодожены» (Honeymooners).

Все инструменты «Новых горизонтов» работают с минимальным потреблением энергии, особенно камера Ralph

Хотя камера Ralph и была построена больше 10 лет назад, она представляет собой одну из самых хитроумных камер, когда-либо созданных. Она весит порядка 10 килограммов и требует столько же энергии при работе, как небольшая настольная лампа.

Этот мощный инструмент может разглядеть детали поверхности Плутона до 60 метров в поперечнике.

Крошечный обломок мусора может уничтожить аппарат

Сейчас «Новые горизонты» летит через космос на скорости 50 000 км/ч. Если в него попадет кусок льда или пыли, космический аппарат будет уничтожен еще до того, как получит шанс отправить данные назад, в центр управления полетами.

Миссия не закончится Плутоном

Если с Плутоном все пойдет как надо или у «Новых горизонтов» останется достаточно топлива, зонд полетит дальше, чтобы изучить еще хотя бы один объект в регионе Солнечной системы за пределами наших планет в поясе Койпера.

Этот пояс находится на границе нашей Солнечной системы и в 20 раз шире, чем пояс астероидов, который отделяет Марс от Юпитера. Астрономы думают, что он может хранить обломки небесных объектов, оставшихся со времен формирования нашей Солнечной системы.

Прошло 26 лет с тех пор, как мы в последний раз «впервые» взглянули на планету

Последний раз, когда это происходило, было в 1989 году, когда «Вояджер» пролетел мимо Нептуна. С тех пор мы не исследовали новых миров. Нынешний пролет Плутона — исторический.

Интересные факты о Плутоне: океан под землей, плавающие холмы и исчезающая атмосфера

Факты о плутоне – все о космосе

Открытый в 1930 году астрономом из США Клайдом Томбо, Плутон относится к карликовым планетам и таит много загадок. Чем же отличается планета Плутон? Интересные факты о ней вы найдете в этой статье.

Удачная ошибка

Поиски Плутона велись 140 лет. В 1781 году астрономы заметили, что Уран (седьмая планета Солнечной системы) отклоняется при движении по своей орбите. Это навело на мысль о наличии еще одной, восьмой планеты. 67 лет наблюдений и математических расчетов привели к открытию Нептуна в 1846 году.

Почему плутон выбыл из состава планет – все о космосе

Планета Плутон

Однако его масса была не такой, чтобы влиять на траекторию Урана. Поиски продолжили ученые лаборатории Лоуэла, а загадочный объект получил кодовое название – «Планета Х». В 1928 году молодой ученый Клайд Томбо подхватил эту идею, к тому времени забытую на десять лет, и через два года обнаружил Плутон.

Масса Плутона оказалась недостаточной для влияния на орбиту Урана. Астрономы ошиблись в расчетах и открыли новую планету. Это привело к тому, что ученые обосновали догадку о наличии за пределами орбиты Нептуна крупных ледяных тел, одно из которых – Плутон. Массив ледяных объектов назвали пояс Койпера.

Длинный путь

Если Земля оборачивается вокруг Солнца за один год, то Плутону на это требуется 248 земных лет. С тех пор, как люди его открыли, он еще ни разу не сделал полный оборот. Это случится только в 2178 году.

Орбита Плутона не похожа на траектории движения планет Солнечной системы. Плутон вращается в плоскости, отклоненной от их орбит на 17 градусов.

Планета вращается не по кругу, а по эллипсу, один край которого удален от Солнца больше, чем противоположный.

Орбита Плутона – самая длинна

Другая особенность вращения Плутона – он движется обратно по отношению к Земле. Поэтому восход Солнца там можно наблюдать на западе, а закат – на востоке. Это происходит один раз в неделю, по земным меркам.

На протяжении 76 лет после открытия Плутон называли девятой планетой в Солнечной системе. Однако в 2006 году Международный астрономический союз внес ее в число карликовых планет. И теперь Плутон занимает второе место по величине – после Эриды.

Двойная система

По размеру Плутон меньше Луны. Его диаметр – всего 2370 километров. Однако это не мешает иметь «свиту» из пяти спутников: Харона, Гидры, Никты, Кербера и Стикса.

Спутники Плутона

Возможно, они образовались очень давно при столкновении Плутона с другим космическим объектом. Ученые придерживаются мнения, что Харон, диаметром 1200 километров, – это не спутник, а карликовая планета, которая движется по орбите рядом с Плутоном.

Океан внутри?

Под твердой коркой из льда и камня, которой покрыт Плутон, находится огромный океан. Он состоит из воды и аммиака (метанола). Такие выводы ученые сделали на основе данных проекта “Новые горизонты”. Специальный космический аппарат НАСА облетел планету и сделал подробные снимки, измерил параметры атмосферы и гравитации.

Впадина размером 900 на 1300 км под названием “Равнина Спутника” покрыта льдом толщиной в 3-10 км. Положительная гравитационная аномалия над поверхностью является основанием для предположения о наличии подо льдом океана. Откуда он появился, и не находится ли внутри планеты жидкое плотное вещество, ученые пока выясняют.

Паучьи трещины

Другим результатом этой экспедиции стало обнаружение «паучьих трещин» в одной из областей поверхности Нептуна. По форме они напоминают паука с шестью конечностями. Такого ученые не встречали еще нигде в Солнечной системе, в том числе и на Плутоне.

Паучьи трещины на Плутоне

На Меркурии и Венере замечены похожие образования. Возможно, это проявления действия внутреннего вещества, которое пытается вырваться на поверхность. О геологической активности, которая происходила на Плутоне в недавнем по космическим меркам прошлом, говорит и регион, по форме напоминающий огромное сердце.

Временная атмосфера

Атмосфера на Плутоне то есть, то нет. Она появляется, когда планета подходит к Солнцу достаточно близко: лед начинает таять, превращаясь в пар, который окутывает поверхность. Состоит он из моноксида углерода, метана и азота. Но гравитация на Плутоне слабая, атмосфера не задерживается: ее просто «сдувает» солнечным ветром, скорость которого составляет 1,6 млн км/ч.

Атмосфера на Плутоне

В результате мы наблюдаем хвост, тянущийся за планетой и состоящий из ионов метана.

Как только атмосфера отходит от Солнца на большое расстояние, испарение газов прекращается: атмосфера отсутствует.

Показатели гравитации Плутона настолько малы, что вес человека на Земле в 45 кг здесь превращается в 2,7 кг. Поскольку атмосферы практически нет, ничто не мешает любоваться звездным небом.

Плутон «покусали»

Часть поверхности карликовой планеты покрыта впадинами, которые из космоса напоминают многочисленные укусы.

Следы “укусов” на Плутоне

Такая структура сложилась из-за того, что Плутон подвергается сильному воздействию солнечного излучения. В результате лед не успевает таять, а сразу превращается в газ, отсюда и странный рельеф.

Снег из метана

Высота самой большой горы на планете – около 3 км. Она вытянута на меридиане экватора, наполовину опоясывая Плутон. Горный пояс состоит из множества выступов, кратеров и впадин.

Метановый снег на Плутоне

На ее вершинах лежит метановый снег. Как полагают ученые, образуется он по тому же принципу, что и земной: молекулы метана соединяются в кристаллы.

Ходячие холмы

Какие еще тайны таит Плутон планета? Интересные факты для детей включают движущиеся холмы. Здесь их много, и они перемещаются по замерзшей поверхности. Очевидно, возвышенности просто скользят по метановому льду, мигрируя по планете. Что заставляет их двигаться? Ученые полагают, что причина перемещений холмов – конвективные силы, действующие внутри Плутона.

Холмы на Плутоне

Сами холмы состоят изо льда и достигают в длину 20 км, а высоту – до 500 метров. Такие ледники формируются из смеси трех замерзших газов – метана, азота и углекислого газа. Причем происходит этот процесс не меньше сотни миллионов лет, уверены ученые.

Рентген Плутона

Наблюдения, которые велись учеными космической обсерватории «Чадра», показали, что Плутон изучает мягкий рентгеновский свет. Источник излучения – в соединении газов, которые выходят из ядра планеты, с солнечным излучением.

Излучение Плутона

Но излучение Плутона сильнее, чем у комет, хотя из-за наличия должно быть слабее. Ответ на эту загадку ученые пока ищут.

Полярная шапка

Полюс самого большого спутника Плутона, Харона, покрыт красноватой шапкой. Как считают ученые, она состоит из толинов, сложных непредельных углеводородов, которые получаются из газов атмосферы карликовой планеты. Харон периодически «отщипывает» у Плутона атмосферу.

“Шапка” Харона, спутника Плутона

Автор – школьница

Имя Плутону дала девочка из Великобритании. Когда открыли планету, ей было 11 лет. Школьница по имени Венеция Бёрни предложила назвать новую планету по имени греческого бога подземного царства и смерти. Наименование соответствует холодному ледяному миру, которым оказался Плутон.

Венеции Бёрни было 11 лет, когда она придумала название для планеты

И это еще не все, о чем может рассказать планета Плутон. Мы представили лишь краткое содержание интересных фактов.

Интересные факты о Плутоне

Факты о плутоне – все о космосе

Уже несколько лет Плутон не является планетой, согласно принятому решению Международного астрономического союза, тем не менее этот “карлик” Солнечной системы очень интересен для исследований.

1. Плутон имеет атмосферу.

Даже при том, что температура на Плутоне достигает 44 градусов выше абсолютного ноля, на этой карликовой планете есть атмосфера. Конечно, это не та атмосфера, которую мы знаем, но все же атмосфера.

Впервые она была обнаружена в 1985 году, когда астрономы наблюдали за планетой в момент ее прохода перед звездой. Они смогли вычислить небольшое затемнение, поскольку атмосфера Плутона прошла перед звездой раньше, прежде чем сам он полностью закрыл своим телом звезду. Из тех наблюдений они смогли вычислить, что у него есть тонкая оболочка азота, метана и углекислого газа.

Поскольку Плутон движется в направлении от Солнца, его атмосфера становится настолько холодной, что замерзает на поверхности. Затем, поскольку планета нагревается вновь, атмосфера начинает испаряться и снова формирует газ над поверхностью.

2. У Плутона есть четыре спутника*.

Возможно Вы слышали, что Плутон имеет большой спутник названный Харон, но наверное не все из вас слышали, что всего у Плутона четыре спутника. Харон самый большой из них, и его масса равна половине массы Плутона.

Два других спутника – Никта и Гидра – были обнаружены астрономами с помощью телескопа Хаббл 15 мая 2005 года. Первоначально они были названы S/2005 P1 и S/2005 P2, а свои нынешние имена получили 21 июня 2006 года. Потребовалось немало времени, чтобы открыть эти спутники, поскольку их размеры невелики: Никта всего лишь 46 км, а Гидра 61 км от края до края.

Законы движения кеплера – все о космосе

*В июле 2011 года был обнаружен четвертый по счету спутник Плутона.

3. Плутон не имеет “чистой орбиты”.

Хотя Плутон вращается вокруг Солнца и имеет круглую форму, это не планета. И он не имеет своей “чистой орбиты”. Вот почему Международный астрономический союз понизил статус этого объекта с планеты до карликовой планеты.

Что значит нет “чистой орбиты”? Представьте, если бы Вы сложили массу всех других объектов на орбите Плутона, тогда в результате расчетов масса Плутона была бы лишь крошечной частью от общей массы.

Фактически, Плутон оказался бы в 0,07 раза более массивным, чем все остальное.

Для сравнения, если бы Вы сделали ту же самую вещь со всеми другими объектами на орбите Земли, наша планета была бы в 1,5 миллиона раз массивнее.

И вот именно поэтому Плутон – не планета.

4. На самом деле Плутон – двойная система.

Вы должно быть подумали, что Харон вращается по орбите вокруг Плутона, но на самом деле это не так. Плутон и Харон вращаются оба вокруг одной общей точки в космосе. Прежде чем понизить Плутон до статуса карликовой планеты, учены хотели классифицировать его как двойную (бинарную) систему. А после и как двойную карликовую систему. Возможно, это помогло бы ему вернуть свою былую славу.

5. Плутон был так назван благодаря 11 летней школьнице.

Когда Плутон был впервые открыт, ему дали название Планета Х, но затем потребовалось что-то получше и более постоянное. Имя Плутон было предложено Венецией Бёрни (Venetia Burney) – 11 летней школьницей из Оксфорда (Англия).

Она подумала, что это название подойдет такому холодному и темному месту. Когда название предложили исследователям, то им понравилась эта идея.

6. Плутон может быть ближе, чем Нептун.

На большей части своей орбиты Плутон более отдален, чем Нептун, удаляясь на расстояние до 49 астрономических единиц (49 расстояний от Земли до Солнца).

Но у него такая необычная орбита, что он становится намного ближе, достигая расстояния 29 астрономических единиц. И в течение этого времени он на самом деле движется по кругу в пределах орбиты Нептуна.

Прошлый раз, когда Плутон и Нептун оказались в такой ситуации – период с 7 февраля 1979 по 11 февраля 1999 года. Дайте ему еще несколько сотен лет, и это произойдет снова.

7. Плутон меньше, чем любая другая планета и даже 7 естественных спутников.

Плутон очень мал. Но насколько? Астрономы недавно подсчитали, что его масса равна 1,31 x 1022 кг (это меньше, чем 0,24% массы Земли), а его диаметр всего лишь 2390 км.

С этой точки зрения, Плутон меньше Меркурия и семи естественных спутников: Ганимед, Титан, Каллисто, Ио, Луна, Европа и Тритон.

Сегодня астрономы знают, что Плутон меньше, чем другая карликовая планета – Эрида.

8. Если бы Плутон оказался ближе к Солнцу, то он стал бы кометой.

Плутон состоит приблизительно наполовину из скал и льда. Подобное относится ко многим скалистым кометам Солнечной системы. Если бы Плутон смог еще более приблизиться к Солнцу, то тогда у него “вырос” хвост, и он превратился в комету.

9. Харон  имеет гейзеры.

За последние несколько лет, астрономы обнаружили, что несколько объектов Солнечной системы обладают гейзерами. Конечно сюда входит Энцелад и  Харон.

Астрономы использующие обсерваторию Gemini на Мауна-Кеа на Гавайях недавно предоставили доказательства того, что гейзеры Харона распространяют гидраты аммиака и водные кристаллы по его поверхности.

Характеристики Плутона

Масса: 13,050,000,000,000 млрд. кг. (0.00218 x Земля)
Диаметр: 2390 км
Экваториальный радиус: 1195 км
Полярный радиус: 1195 км
Открытых спутников: 5
Дистанция орбиты: 5,874,000,000 км (39.26 а.е.)
Орбитальный период: 246.04 Земных дней
Температура поверхности: -229°C
Дата открытия: 18 февраля 1930 года
Кто открыл планету: Клайд Уиильям Томбо

Планета Плутон: Интересные факты о Плутоне

Факты о плутоне – все о космосе

Плутон был открыт в 1930 году. Долгое время его считали девятой планетой Солнечной системы, но 24 августа 2006 года разжаловали. На 26 генеральной ассамблее международного астрономического союза, Плутон был лишен статуса планеты. Слишком мал и не агрессивен. Оказалось что Плутон делит свою орбиту с крупными астероидами, что для планеты недопустимо.

К этому моменту, Плутон уже мчался космический аппарат Новые Горизонты. Вопросов было много: если ли атмосфера, вода, органические молекулы, и главный вопрос: если там жизнь?

Есть ли жизнь на Плутоне

Михаил Бородачев, биолог

Однако на фотографиях сделанными новыми горизонтами отчётливо видны сигарообразные объекты которые взлетают с Плутона при приближении земного космического аппарата. Пылинка на пленке? Оптическая иллюзия или действительно НЛО?

Межпланетная станция Новые горизонты проделала путь почти 6 млрд километров и 14 июля 2015 года приблизилась к Плутону на минимально возможное расстояние.

Спустя месяц первые фотографии сделанные космическим зондом достигли земли и стали сенсацией. Оказалось что Плутон окружён достаточно плотной высокой атмосферой, в которой присутствуют молекулы кислорода.

Но самым интригующим открытием стало геологическая активность Плутона.

У Плутона до сих пор работает ядро. То есть это не мертвый кусок камня, это полномасштабная планета с горячим ядром.

Поверхность Плутона

Вместо раскаленной лавы, вулканы Плутона извергают смесь замерзшей воды и метана, азота или аммиака. Это называется криовулканизм. Полукиллометровые ледяные глыбы наглядное тому подтверждение, также как и эти глубокие трещины на поверхности планеты.

Ну и это ещё не всё. Под поверхностью Плутона огромный ледяной океан. Горячее ядро, вулканы, атмосфера, вода — это маленькая планета теоретически пригодна для жизни авторитетно заявили ученые.

А в калифорнийском университете даже провели эксперимент, там задались вопросом — что будет если Плутон окажется в зоне жизни и создали модель тепловой эволюции Плутона. Если Плутон получит столько же солнечного излучения что и земля, его внутренний океан начнет таять.

Поверхность Плутона покроется частицами, которые создадут вокруг планеты плотную паровую атмосферу.

Учитывая состав воды, там будет присутствовать кислород. Это приведет к установлению стабильной температуры и влажности. Фактически Плутон превратится в землю начало времен когда на ней только зарождалась биологическая жизнь.

Нам хорошо известно что миллионы лет назад в мезозойскую эру на земле обитали крупные существа. Ящеры, динозавры, птеродактили. С одной стороны, у нас есть реальное доказательство их существования — огромные кости которые находят археологи. С другой стороны, даже школьник знает, что существа пяти или 10-метрового роста не смогут жить в условиях земного тяготения. Гравитация их убьет.

Астрономы предполагают что Земля подросла, набрала в весе. В результате изменилось притяжение и как следствие рост обитателей планеты.

Новые горизонты — фото Плутона

На планету падает куча астероидов, куча комет. Всё это увеличивает массу. Увеличившийся в размере земля смогла расчистить свою орбиту от посторонних небесных тел и стать полноценной планетой. А из космического мусора под действием мощной земной гравитации образовалась Луна.

Похоже у Плутона есть все шансы подрасти и стать в будущем не просто полноценной планетой, а второй землёй.

Но разовьется на ней биологическая жизнь? Согласно описанной модели, при повышении температуры Плутон приобретет не только плотную атмосферу, но и водно-паровую оболочку.

Нагреваясь, океан окутает планету плотным туманом, это создаст на Плутоне микроклимат и защитит его поверхность от опасного космического ультрафиолета. Любопытно что по одной из гипотез, в таком же водно-паровом коконе зарождалась биологическая жизнь и на земле.

Похоже карликовая планета Плутон — это космическая заготовка обитаемой планеты. Когда придет время, ее нужно будет просто разморозить и заселить.

В солнечной системе найдены ещё как минимум пять точно таких же заготовок. Карликовые планеты Церера, Эрида, Макемаке, а также спутник Сатурна Титан и спутник Юпитера Европа.

Если все они начнут эволюционировать, солнечная система станет самой густонаселенной в нашей галактике.

Уважаемые читатели, подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен. Нажмите "Подписаться на канал", чтобы получать все самые лучшие материалы к себе в ленту.