Безопасность в чрезвычайных ситуациях

Безопасность в чрезвычайных ситуациях

Безопасность в чрезвычайных ситуациях

Замечание 1

Обязательной для решения задачей государства является обеспечение безопасности населения в ЧС, которые вызваны техногенными катастрофами и авариями, природными стихийными бедствиями или применением современного оружия.

Безопасность людей при ЧС должна обеспечиваться за счет:

  • снижения возможности возникновения и минимизации возможных масштабов источников военных, техногенных и природных ЧС;
  • локализации, блокирования, подавления, сокращения времени существования, масштабов и уменьшение действия источников и поражающих факторов ЧС;
  • снижения опасности поражения населения при ЧС через предъявление и реализацию специальных требований к расселению граждан, к рациональному размещению потенциально опасных и других производств, транспортных и других жизненно важных и техногенно опасных коммуникаций и объектов, созданию безопасных объектов со средствами самостоятельного подавления и локализации аварий, а также через рациональную планировку и застройку городов и иных населенных пунктов, строительство специфически устойчивых к конкретным ЧС сооружений и зданий, принятие соответствующих конструктивных решений;
  • повышения устойчивости функционирования объектов и систем жизнеобеспечения и проведения профилактики нарушений их работы, которые могут создать угрозу для здоровья и жизни людей;
  • организации и проведения защитных мероприятий по отношению к населению и персоналу аварийных и других объектов при проявлении, распространении и развитии поражающего действия источников ЧС, а также с помощью осуществления аварийно-спасательных и иных неотложных работ, связанных с устранением непосредственной опасности для здоровья и жизни граждан, восстановления жизнеобеспечения населения на территориях, которые подверглись действию вредоносных и разрушительных сил техногенных факторов и природы;
  • ликвидации последствий и реабилитации окружающей среды, территорий и населения, которые подверглись действию ЧС.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Замечание 2

Защита населения состоит из ряда взаимосвязанных местом, временем проведения, целями, ресурсами мероприятий РСЧС, которые направлены на снижение или устранение на пострадавшей территории до приемлемого уровня опасности для здоровья и жизни граждан при реальной опасности возникновения или при проявлении вредных и опасных факторов техногенных катастроф и аварий, а также стихийных бедствий.

Замечание 3

Под защиту при ЧС должно попадать все население, учитывая численность и особенности конкретных территорий: демографические (пол, возраст), состояние здоровья и т. д.

Мероприятия, связанные с подготовкой к защите населения от ЧС, необходимо планировать и осуществлять раздельно по степеням и видам возможной опасности на конкретной территории, учитывая:

  • насыщенность данной территории промышленными объектами, гидросооружениями, системами и объектами социальной и производственной инфраструктуры;
  • наличие, размещение и мощность потенциально опасных объектов;
  • характеристики, в том числе стоимостных и защитных в условиях ЧС, сооружений и зданий;
  • особенности расселения граждан;
  • климатические и иные местные условия.

Мероприятия по защите населения в ЧС

Основными мероприятиями, которые применяются для защиты здоровья и жизни граждан при ЧС, являются:

  • укрытие граждан в приспособленных под потребности защиты населения в специальных защитных сооружениях, помещениях жилых, общественных и производственных зданий;
  • эвакуацию граждан из зоны ЧС;
  • применение средств индивидуальной защиты кожного покрова и органов дыхания;
  • мероприятия медицинской защиты;
  • аварийно-спасательные и иные неотложные работы в зоне ЧС.

Обеспечение безопасности людей в чрезвычайных ситуациях. Реферат. Безопасность жизнедеятельности. 2014-05-11

Безопасность в чрезвычайных ситуациях

Содержание

Введение

1. Организация защиты и жизнеобеспечения населения в ЧС. Обязанность и ответственность органов государственной власти всех уровней по организации защиты и жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях

2. Заблаговременная подготовка и непосредственное проведение мероприятий при возникновении чрезвычайных ситуаций

3. Права, обязанности, подготовка и ответственность граждан в области защиты от чрезвычайных ситуаций

Заключение

Список литературы

Обратите внимание

Введение

Чрезвычайная ситуация (ЧС) — это состояние или обстановка на определенной территории, сложившиеся в результате аварии, катастрофы, опасного явления, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или уже повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери, нарушение условий нормальной жизнедеятельности человека.

Характерными для любой ЧС являются чрезмерно высокие уровни негативных воздействий на человека и среду его обитания, которые сразу переводят его жизнедеятельность из комфортных или допустимых условий в экстремальные или сверх экстремальные условия с одновременным многократным повышением уровня риска и действующих опасностей.

При этом меняются и приоритеты жизнедеятельности человека, когда вместо обеспечения комфорта или высокой эффективности труда возникают задачи: сохранения жизни и здоровья людей, снижения материального ущерба от действия негативных факторов, скорейшей ликвидации последствий ЧС и восстановления нормальной жизнедеятельности на пострадавшей территории.

Возросшие масштабы техногенной деятельности общества, увеличение частоты проявления стихийных бедствий, аварий и катастроф обострили проблемы, связанные с обеспечением безопасности населения, его готовностью к действиям в чрезвычайных ситуациях.

Поэтому так актуальна проблема безопасности взрослых и детей в современных условиях. Для ее решения необходимо обучать население основам безопасного поведения.

Курс должен быть направлен на формирование обучающихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности, безопасности окружающих, приобретение знаний и умений распознать и оценить факторы ЧС, определять способы защиты, ликвидировать вредные последствия ЧС.

Обеспечение безопасности людей в ЧС, обусловленных природными стихийными бедствиями, техногенными авариями и катастрофами, а также применением современного оружия (военные ЧС) является общегосударственной задачей, обязательной для решения всеми территориальными, ведомственными и функциональными органами управления и регулирования, службами и формированиями, а также подсистемами, входящими в Российскую систему предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС).

чрезвычайная ситуация жизнеобеспечение население

1. Организация защиты и жизнеобеспечения населения в ЧС. Обязанность и ответственность органов государственной власти всех уровней по организации защиты и жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях

События, происходящие в нашей стране в последнее время, вызвали изменения во всех сферах общественной жизни.

Важно

Увеличение частоты проявления разрушительных сил природы, числа промышленных аварий и катастроф, опасных ситуаций социального характера, низкий уровень профессиональной подготовки специалистов, отсутствие навыков правильного в повседневной жизни, в различных опасных и ЧС пагубно отразилось на состоянии здоровья и жизни людей.

В этой связи возрастает и ответственность системы образования за подготовку обучающихся по вопросам, относящимся к организации защиты и жизнеобеспечения населения в ЧС.

Федеральный закон » О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» регулирует вопросы защиты от ЧС жителей России и находящихся на ее территории граждан других государств, объектов экономики и социального назначения, окружающей природной среды, а так же земельного, водного и воздушного пространства. Он дает возможность и обязывает принимать максимум мер для предупреждения и ликвидации ЧС, снижения потерь и ущерба от них. Основные принципы защиты населения и территорий от ЧС: направленные на это мероприятия проводятся заблаговременно; при их планировании и осуществлении должны учитываться экономические, природные и иные характеристики, особенности территорий и степень реальной опасности возникновения ЧС; объем и содержание данных мероприятий определяются исходя из необходимой достаточности сил и средств.

Аварийно-спасательные работы (аср)

За реализацию названных принципов несут ответственность: Правительство страны; органы государственной власти всех уровней и местного самоуправления; специально уполномоченные структуры и подразделения решающие задачи по предупреждению и ликвидации ЧС.

Обязанности органов государственной власти — республик в составе Российской Федерации, краев областей, автономных округов — сводятся к непосредственному обеспечению безопасности проживающего в их границах населения: осуществляют подготовку и поддержание готовности к действиям в ЧС необходимых сил и средств, обучение населения способам защиты; обеспечивают своевременное оповещение граждан об угрозе возникновения или о возникновении ЧС; принимают решения о проведении эвакуации в ЧС и обеспечивают ее; организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы; создают резервы финансов и материальных ресурсов для ликвидации ЧС.

Аналогичные в целом обязанности у органов местного самоуправления и организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти-министерствам, федеральным службам, агентствам департаментам и другим. Отныне каждый гражданин Российской Федерации взят государством под защиту от ЧС.

2. Заблаговременная подготовка и непосредственное проведение мероприятий при возникновении чрезвычайных ситуаций

Каждая чрезвычайная ситуация имеет свои характерные особенности, а поэтому предполагает совершенно конкретный перечень мероприятий, выполняемых в интересах обеспечения безопасности населения. Вместе с тем есть общий комплекс действий, предпринимаемых для защиты людей в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

Совет

Он включает мероприятия, проводимые заблаговременно и непосредственно при возникновении ЧС.

Заблаговременно проводятся: прогнозирование ЧС, возможных на данной территории; мероприятия, направленные на снижение потерь от возможных чрезвычайных ситуаций; планирование действий, осуществляемых при возникновении ЧС; подготовка сил и средств для реагирования на ЧС, обучение населения правилам поведения в ЧС; создание материальных ресурсов, которые могут потребоваться в ЧС.

При непосредственной угрозе или возникновении ЧС осуществляются: оповещение органов управления ГОЧС, аварийно-спасательных формирований и населения о приближении или возникновении чрезвычайной ситуации, информирование населения о мерах защиты; уточнение сложившейся обстановки; перевод органов управления на соответствующий обстановки режим работы; приведение в готовность сил и их выдвижение в район ЧС; комплекс работ по ликвидации ЧС и их последствий.

Оповестить население — значит предупредить его о надвигающемся наводнении, лесном пожаре, землетрясении или другом стихийном бедствии, передать информацию о случившейся аварии или катастрофе. Для этого используются все средства связи, радио — и телевизионного вещания. Время — главный фактор. В ЧС терять его никак нельзя. Часто это решает судьбу людей.

В России, как ни в какой другой стране, широко распространена радиотрансляционная сеть. Нет ни одного города, где бы не было радиотрансляционного узла. Большинство предприятий, объектов сельского хозяйства, учебных заведений имеют местные радиоузлы.

Существуют мощные республиканские, краевые и областные телевизионные центры и ретрансляторы, широковещательные и местные радиостанции. В конце 1988 года был пересмотрен и изменен порядок оповещения. Для оповещения при серьезной опасности было решено использовать сирены.

Их звучание » прерывистые гудки предприятий» означают новый сигнал — «Внимание всем!», вместо прежнего — «Воздушная тревога!». «Помогите! Услышав вой сирен, надо немедленно включать телевизор, радиоприемник, репродуктор радиотрансляционной сети и слушать сообщение местных органов власти или штаба ГО и ЧС.

В течении всего периода режима ЧС, ликвидации последствий стихийных бедствий или аварий все информационные средства необходимо держать постоянно включенными. Местные радиотрансляционные узлы населенных пунктов и объектов народного хозяйства переводятся на круглосуточную работу.

Речевая информация. На каждый случай ЧС местные власти совместно с органами управления по делам ГОЧС заготавливают варианты текстовых сообщений, приближенные к конкретным специфическим условиям. Такая информация с учетом того, что ее следует повторить несколько раз, рассчитана примерно на 5 минут.

Обратите внимание

Системы оповещения: Федеральная; Территориальная «республиканская, краевая и областная»; Локальная на: АЭС, ХООП, гидроузлах и других объектах, где особенно велика опасность катастроф; все организации и населенные пункты объединяются в самостоятельную систему оповещения.

Ответственность за организацию связи и оповещения несут НШ по делам ГОЧС, а непосредственное обеспечение и поддержание связи в исправном состоянии осуществляют соответствующие территориальные образования.

3. Права, обязанности, подготовка и ответственность граждан в области защиты от чрезвычайных ситуаций

В Федеральном законе оговорено, что все мы имеем право: на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения ЧС; использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество, предназначенное для защиты населения, быть информированными о риске, которому можем подвергнуться в различных местах на территории страны, и о мерах необходимой безопасности; участвовать в мероприятиях по предупреждению и ликвидации ЧС; на возмещение ущерба, причиненного здоровью и имуществу вследствие ЧС; на медицинское обслуживание, компенсации и льготы за проживание и работу в зонах ЧС.

Органы власти государственного управления, соответствующие организации обязаны оперативно и достоверно информировать граждан о состоянии их защиты от ЧС, принятых мерах по обеспечению безопасности людей и территорий, о прогнозируемых и возникших ЧС их последствиях, а также о приемах и способах защиты населения от них.

Но граждане тоже не должны пассивно относиться к своей жизни. Прежде всего, они сами обязаны бороться за нее, принимать меры по обеспечению личной безопасности в ЧС, выживанию в экстренной обстановке.

Ведь могут возникать такие обстоятельства, что бывает весьма часто, когда жизнь человека зависит от немедленных, решительных и самостоятельных действий, и пассивное ожидание помощи может привести к трагическому исходу. Поэтому, учитывая, мировой опыт был принят Федеральный закон «О добровольной пожарной охране».

Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникшие в связи с реализацией физическими лицами и юридическими лицами — общественными объединениями права на объединение для участия в профилактике и тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ, а так же в связи с созданием, деятельностью, реорганизацией и ликвидацией общественных объединений пожарной охраны. Настоящий Федеральный закон: устанавливает правовые основы создания и деятельности добровольной пожарной охраны, права и гарантии деятельности общественных объединений пожарной охраны и добровольных пожарных; регулирует отношения добровольной пожарной охраны с органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями и гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства.

Возлагая ответственность за свою жизнь целиком на государство, человек более легкомысленно относится и к своим поступкам, сам может создавать ЧС, наносящие урон как ему лично, так и окружающим гражданам, а, в конечном счете — государству.

Поэтому Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определены не только права граждан в области защиты от ЧС, но и обязанности: соблюдать законы и иные правовые акты в сфере предупреждения и ликвидации ЧС; соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к возникновению ЧС; изучать способы защиты от ЧС, приемы оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в указанной области; выполнять установленные правила поведения при угрозе и возникновении ЧС; при необходимости оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ. В соответствии с законом подготовка по вопросам защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляется в организациях, в том числе в образовательных учреждениях, а также по месту жительства. В школах, лицеях, колледжах и высших учебных заведений она ведется в рамках курса БЖ. Поэтому школьники и студенты должны понимать, что изучение ОБЖ и БЖД — это обязанность, возложенная на них законом.

Водозаборное сооружение (водозабор)

Подготовка руководителей и специалистов организаций, а так же сил HCXC для защиты от ЧС осуществляется в учреждениях среднего и высшего профессионального образования, в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в специальных учебно-методических центрах и непосредственно по месту работы. Важно отметить, что выполнение изложенных в законе требований — не добровольное дело каждого, а юридическая норма. Их нарушение преследуется государством. Закон гласит: «Виновные в невыполнении или недобросовестности выполнения законодательства в области защиты населения и территорий от ЧС, создании условий и предпосылок к их возникновению, не принятии мер по защите жизни и сохранению здоровья людей и других противоправных действиях должностные лица, и граждане несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность…»

Заключение

Важно

Население и территория Земли с многочисленными объектами хозяйства подвержены негативным воздействиям более 50 опасных природных и техногенных процессов. В зависимости от конкретных природно-климатических факторов каждого года (или ряда лет) повышается риск одних из них и снижается риск других.

Анализ ЧС показывает, что негативные факторы техногенного и природного характера становятся все более масштабными и представляют одну из наиболее реальных угроз обеспечению стабильного социально экономического развития страны, повышению качества жизни населения, укреплению национальной безопасности Российской Федерации.

В связи с этим представляется целесообразным сосредоточить деятельность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организации на совершенствовании нормативной правовой и методической базы, разработки и осуществления мероприятий инженерной, радиационной химической и медико-биологической защиты, обеспечения пожарной безопасности, сохранения жизни и здоровья людей на водных объектах, а так же на формировании культуры безопасности жизнедеятельности населения и развитии системы информирования и оповещения населения.

Список литературы

2.

ГОСТ Р 22,3,03-94 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Защита населения. Основные положения.

.Лобачев А.И. Безопасность жизнедеятельности.

Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях

Безопасность в чрезвычайных ситуациях

Текст подобран для конференции в соответствии с темой “Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях”.

В данной статье рассказывается о проблеме безопасности, о том какие меры предосторожности принимает государство, какие существуют мероприятия по защите населения в чрезвычайных ситуациях. Также описаны принципы, при помощи которых осуществляется защита населения.

И также рассказано о актуальности данной проблемы в наши дни. В дальнейшем текст может быть использован учащимися для образовательных целей и всеми другими людьми, которых заинтересовала эта тема.

Сегодня опасность может предостерегать нас на каждом шагу. Поэтому проблема безопасности взрослых и детей в современных условиях является особенно актуальной. Для ее решения необходимо обучать население основам безопасного поведения.

Курс должен быть направлен на формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности, безопасности окружающих, приобретение знаний и умений распознавать и оценивать факторы ЧС, определять способы защиты, ликвидировать вредные последствия ЧС.

Стихийные бедствия, промышленные аварии и катастрофы на транспорте, экологические последствия антропогенного воздействия на биосферу, применение противником в случае военных действий различных видов оружия, создают ситуации, опасные для жизни и здоровья населения.

Возникновение любой чрезвычайной ситуации вызывается сочетанием действий объективных и субъективных факторов.

В законе Российской Федерации «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация определяется как «обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушения условий жизнедеятельности людей».

В условиях чрезвычайных ситуаций общество, движимое естественным стремлением к самосохранению, предпринимает осознанные, заранее предусмотренные меры, направленные на обеспечение безопасности жизнедеятельности.

Совет

Проблема защиты в чрезвычайных ситуациях включает в себя множество аспектов, которые необходимо учитывать при разработке мероприятий по обеспечению безопасности населения, устойчивости объектов народного хозяйства и охране биосферы от антропогенного воздействия.

Выбор мероприятий, сил и средств защиты зависит от вида, специфики, протекания чрезвычайных ситуаций, характера порождающих факторов и тяжести последствий.

Прежде всего государство должно позаботиться о нас и обеспечить все меры предосторожности и защиты населения в чрезвычайных ситуациях.

Под защитой населения в чрезвычайных ситуациях мы должны понимать, что это мероприятия, направленные на предотвращение или снижение потерь населения и угрозы его жизни и здоровью от поражающих факторов и воздействий источников чрезвычайных ситуаций.

Своими словами чрезвычайную ситуацию можно определить как особую обстановку, которая возникает в результате многих факторов и наносит значительный урон людям и окружающей среде. Это, например, аварии, катастрофы или стихийные бедствия.

ЧС (чрезвычайная ситуация) обычно характеризуется ущербом, наносимым здоровью и жизни людей, нарушением окружающей природной среды, значительными материальными потерями, а также нарушениями условий нормальной жизнедеятельности людей.

Необходимость подготовки и осуществления мероприятий по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера обусловливается:

  • Риском для человека подвергнуться воздействию поражающих факторов стихийных бедствий, аварий, природных и техногенных катастроф;
  • Предоставленным законодательством правом людей на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

Существуют различные мероприятия по защите населения от ЧС. Это оповещение населения об опасности, его информирование о порядке действий в сложившихся чрезвычайных условиях; эвакуационные мероприятия; меры по инженерной защите населения; меры радиационной и химической защиты; медицинские мероприятия; подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

Самым главным является оповещение населения об опасности. Ведь как скоро выяснится, где опасность, тем быстрее проинформируют население о надвигающейся угрозе. Также важным является в этом сообщении то, как передают порядок правильных действий в сложившейся ЧС. Важно избежать паники населения.

Своевременное оповещение производится органами гражданской обороны. Оно организуется, главным образом, по радио и телевещанию. К примеру, услышав сигналы «Внимание всем!», нужно включить теле- и радиоприемники и ждать сообщения от органов власти.

После выполнять дальнейшие действия по их указаниям!

Обратите внимание

Особое место занимает индивидуальная защита. Для защиты органов дыхания изготавливают тканевые маски, ватно-марлевые повязки, а для защиты кожных покровов используют различные накидки, плащи, резиновую обувь, резиновые или кожаные перчатки. Средства индивидуальной защиты обязательно должны присутствовать, как и на рабочем месте, так в домашних условиях.

При определенных условиях наиболее эффективный способ защиты населения — эвакуация из зоны чрезвычайной ситуации природного характера, а в ряде случаев это единственный способ защиты.

База аэродромно-технического и материального обеспечения (батмо)

Эвакуация осуществляется в безопасные районы, в которых не действуют поражающие факторы стихийного бедствия или природной катастрофы. Эти районы могут быть заблаговременно подготовлены для размещения и первоочередного жизнеобеспечения эвакуированных. Эвакуация считается завершенной, когда все подлежащее эвакуации население вывезено (выведено) за границы зоны действия стихийного бедствия.

Пребывание эвакуированного населения в местах размещения обычно носит кратковременный характер. Выбор варианта общей или частичной эвакуации зависит от вида стихийного бедствия, его масштаба, степени риска проживания населения в его зоне, долговременности его последствий, степени необходимости хозяйственного использования производственных объектов, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации.

Эвакуация при различных видах стихийных бедствий имеет свои особенности. При землетрясениях в случае разрушения или повреждения основных систем жизнеобеспечения эвакуация может носить местный или региональный масштабы.

Оповещение и информирование населения о порядке проведения эвакуационных мероприятий при выходе из строя территориальных систем оповещения осуществляются при помощи оборудованного громкоговорящими устройствами автотранспорта, а также изготовленных для этой цели указателей, транспарантов и другой наглядной информации.

Защита населения при возникновении чрезвычайных ситуаций в условиях мирного и военного времени организуется и осуществляется в соответствии со следующими принципами:

  • Осуществление постоянного руководства мероприятиями по защите населения со стороны руководителей министерств, ведомств и объектов народного хозяйства.
  • Заблаговременное планирование мероприятий по защите населения и проведение их во всех городах, населенных пунктах и на всех объектах народного хозяйства страны.
  • Проведение дифференцирования с учетом политического, экономического и оборонного значения экономических районов, городов и объектов народного хозяйства.
  • Планирование и проведение мероприятий по защите населения во взаимодействии с вооруженными силами страны.
  • Планирование и осуществление мероприятий по защите населения в соответствии с планами экономического и социального развития республики, края, области, города, объекта народного хозяйства.
  • Наряду с тем, как существуют способы и методы защиты населения от ЧС природного характера, нужно думать о том какие принимать Необходимые меры и принципы, позволяющие избежать ЧС стихийных бедствий.

    Стихийные бедствия, опасные природные явления весьма частые явления в нашей жизни. Каждый год в том или иной стране происходят сильные разливы рек, прорывы дамб и плотин, землетрясения, бури и ураганы, лесные и торфяные пожары.

    Каждому стихийному бедствию, опасному природному явлению присущи свои особенности, характер поражений, объем и масштабы разрушений, величина бедствий и человеческих потерь. Каждое по-своему накладывает отпечаток на окружающую среду.

    Важно

    Знание причин возникновения и характера стихийных бедствий позволяет при заблаговременном принятии мер защиты, при разумном поведении населения в значительной мере снизить все виды потерь.

    Одна из главных проблем, которая сегодня выходит на первый план — правильное прогнозирование возникновения и развития стихийных бедствий, заблаговременное предупреждение, как органов власти, так и населения о приближающейся опасности.

    Очень важны и крайне необходимы работы по всемерной локализации стихийных бедствий с целью сужения зоны разрушений, оказания своевременной помощи пострадавшим.

    Там, где им противостоят высокая организованность, четкие и продуманные мероприятия федеральных и местных органов власти, подразделений и частей МЧС, специализированных сил и средств других министерств и ведомств в сочетании с умелыми действиями населения, более эффективно осуществляются мероприятие по ликвидации их последствий.

    Часто при анализе причин возникновения стихийных бедствий не учитывают социально-экономические причины. Стихийные бедствия было бы точнее назвать бедствиями природопользования, вызываемых как природными опасностями, так и малой управляемостью процессами экономического развития.

    К методам защиты населения от ЧС природного характера относится строительство укрытий.

    Строительство специальных укрытий и убежищ осуществляется в тех случаях, когда здания, сооружения, дамбы или другие инженерные сооружения неспособны защитить население от природных опасностей.

    Защитные объекты должны возводиться в легкодоступных местах, где имеется большое скопление населения, которое могло бы в предельно сжатые сроки укрыться в этих объектах.

    Совет

    Повышение устойчивости зданий и сооружений достигается совершенствованием проектных решений и применением новых более прочных строительных материалов. Такое строительство признано социально приемлемым и экономически оправданным. Несмотря на то, что стоимость его может повышаться до 60%, а иногда и больше по сравнению с обычным строительством, получаемый эффект несравнимо выше.

    Изменившиеся в последние годы требования к безопасности людей ведут к ужесточению строительных норм по стойкости зданий и сооружений.

    Во многих развитых странах в настоящее время реализуется стратегия строительства, в соответствии с которой строительные объекты и сооружения, подвергающиеся опасным стихийным бедствиям, при всех обстоятельствах не должны выходить из режима нормального функционирования.

    Важное значение имеют разработка генеральных планов застройки населенных пунктов и ведение градостроительной политики с учетом природных особенностей регионов и отдельных территорий, подверженных действию опасных природных явлений. С этой целью осуществляется зонирование территории страны, регионов, городов и населенных пунктов по критериям природного риска.

    Выделяются зоны возможного опасного землетрясения, вероятного катастрофического затопления, возможных опасных геологических явлений.

    Еще одним важным способом защиты населения от чрезвычайного бедствия природного характера являются гидротехнические сооружения.

    Гидротехнические сооружения должны возводиться таким образом, чтобы в зону возможного катастрофического затопления попадало минимальное количество объектов социального и хозяйственного назначения.

    В районах возможного катастрофического затопления не допускается размещение населенных пунктов и важных промышленных объектов, а также размещение зданий и сооружений в опасных зонах оползней, селевых потоков и снежных лавин, зонах возможного катастрофического затопления, сейсмических районах и зонах, непосредственно прилегающих к активным разломам земной коры. В районах, подверженных воздействию землетрясений, наводнений, оползней, селей, обвалов, должно предусматриваться местное зонирование территорий. В зонах с наибольшей степенью риска размещаются парки, сады, открытые спортивные площадки и другие свободные от застройки площади и элементы инфраструктуры. В сейсмических районах необходимо предусматривать расчлененную планировочную структуру городов и рассредоточенное размещение объектов экономики, особенно пожаро- и взрывопожароопасных объектов. Для городов, расположенных в районах с сейсмичностью в 7-9 баллов, как правило, должны проектироваться одно- и двухсекционные жилые дома высотой не более 4 этажей, а также малоэтажная застройка с приусадебными участками. Смягчению последствий чрезвычайных ситуаций природного характера способствуют разработка и совершенствование технологических методов: разработка проектов, создание строительных материалов, совершенствование технологий строительства, выбор соответствующих конструктивных и технологических решений, компенсирующих опасные воздействия.

    Обратите внимание

    Сегодня практически во всех странах на основе мирового опыта с учетом региональных и национальных особенностей каждой страны разработаны строительные нормы и правила. Соблюдение строительного законодательства является обязательным для всех организаций независимо от их подчиненности и формы собственности.

    В заключении хотелось бы сказать, что защита населения в чрезвычайных ситуациях является главной задачей гражданской обороны страны. Объем и характер защитных мероприятий определяются особенностями отдельных районов и объектов, а также вероятной обстановкой, которая может сложиться в результате химического, бактериологического (биологического) и других видов заражения.

    Меры по защите населения от чрезвычайных ситуаций осуществляются силами и средствами предприятий, учреждений, организаций, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых возможна или сложилась чрезвычайная ситуация.

    Авария на биологически опасном объекте

    Безопасность в чрезвычайных ситуациях, Ефремов С.В., Цаплин В.В., 2011

    Безопасность в чрезвычайных ситуациях

    Книги и учебники → Книги по ОБЖ

    СкачатьЕще скачатьСмотретьКупить бумажную книгуКупить электронную книгуНайти похожие материалы на других сайтахКак открыть файлКак скачатьПравообладателям (Abuse, DMСA)Безопасность в чрезвычайных ситуациях, Ефремов С.В., Цаплин В.В., 2011.

       Пособие соответствует дисциплине «Безопасность в чрезвычайных ситуациях» для подготовки бакалавров (код 62) по Федеральному государственному образовательному стандарту 280700 — «Техносферная безопасность», а также для подготовки дипломированных специалистов (инженеров, код 65) по Федеральному государственному образовательному стандарту 280100 — «Безопасность жизнедеятельности» по специальности 280101 — «Безопасность жизнедеятельности в техносфере».Рассмотрены чрезвычайные ситуации техногенного, природного, биосоциального и экологического характера, а также опасности военного времени. Представлены системы, содержание и организация защиты населения и территорий, а также средства коллективной и индивидуальной защиты населения. Приведен обзор средств ликвидации последствий и разведки.
    Радиационно опасные объекты.Ядерный топливный цикл (ЯТЦ) — это вся последовательность повторяющихся производственных процессов, начиная от добычи топлива (включая производство электроэнергии) и кончая удалением радиоактивных отходов. В зависимости от вида ядерного топлива (ЯТ) и конкретных условий ЯТЦ могут различаться в деталях, но их общая принципиальная схема сохраняется (рис. 1.1).К радиационно опасным объектам относятся:• атомные реакторы;• космические корабли с ядерными энергетическими установками (ЯЭУ);• радиоизотопные термоэлектрические генераторы;• ядерные боеприпасы;• хранилища и могильники;• радиохимические лаборатории.Кроме того, широко используются различные радиоизотопные приборы (РИП): пожарные извещатели, уровнемеры и т. п.На начало XXI в. в 27 странах мира было 430 энергоблоков на АЭС и 580 ядерных реакторов на судах. К основным радиационно-опасным объектам России относятся 31 энергоблок на 10 АЭС, 113 исследовательских ядерных установок, 12 промышленных предприятий топливного цикла, 30 исследовательских организаций, 9 атомных судов с 15 ЯЭУ, 13 тыс. предприятий, использующих РВ, 16 региональных комбинатов по переработке и захоронению радиоактивных отходов.

    ОГЛАВЛЕНИЕ

    Введение

    Раздел 1. Характеристики и особенности опасностей мирного и военного времени

    Глава 1. Техногенные опасности 1.1. Классификация чрезвычайных ситуаций 1.2. Радиационно опасные объекты 1.3. Химически опасные объекты 1.4. Пожаро- и взрывоопасные объекты

    Глава 2. Природные опасности

    2.1. Классификация опасных природных процессов 2.2. Опасные геологические процессы 2.3. Опасные гидрологические процессы 2.4. Опасные метеорологические процессы 2.5. Природные пожары 2.6. Биолого-социальные чрезвычайные ситуации 2.7. Чрезвычайные ситуации экологического характера

    Глава 3. Химическое оружие

    3.1. Общая характеристика химического оружия 3.2. Параметры боевых токсичных химических веществ 3.3. Характеристика боевых токсичных химических веществ 3.4. Химические боеприпасы и приборы 3.5. Химический терроризм

    Глава 4. Биологическое оружие

    4.1. Общая характеристика биологического оружия 4.2. Характеристика биологических средств 4.2.1. Номенклатура биологических средств 4.2.2. Параметры биологических средств 4.3. Характеристика болезней 4.4. Характеристика средств применения биологических агентов 4.5. Биологический терроризм

    Глава 5. Ядерное оружие

    5.1. Общая характеристика ядерного оружия 5.2. Нерадиационные поражающие факторы ядерного взрыва 5.2.1. Ударная волна 5.2.2. Световое излучение 5.2.3. Электромагнитный импульс 5.3. Проникающая радиация 5.4. Радиоактивное заражение 5.5. Радиационный терроризм

    Глава 6. Обычные средства поражения

    6.1. Место обычных средств поражения в современных войнах 6.2. Традиционные средства поражения 6.3. Высокоточное оружие 6.4. Понятие об очагах массового поражения 6.5. Оружие на новых физических принципах 6.5.1. Лучевое оружие 6.5.2. Биохимическое оружие 6.5.3. Геофизическое оружие 6.6. Требования международно-правовых документов по ограничению применения или запрещению различных видов оружия 6.6.1. Требования международных документов по ограничению ядерного оружия 6.6.2. Требования международных документов по ограничению химического оружия 6.6.3. Требования международных документов по ограничению биологического оружия 6.7. Требования международных документов по ограничению зажигательного оружия 6.7.1. Требования международных документов по ограничению экологических войн 6.7.2. Анализ соблюдения договоров о запрещении и ограничении оружия массового поражения

    Раздел 2. Системы и средства зашиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

    Глава 7. Система гражданской обороны 7.1. Требования федерального законодательства к территориальной и гражданской обороне 7.2. Цели, задачи и принципы гражданской обороны 7.3. Организация гражданской обороны 7.4. Сеть наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны 7.5. Государственный надзор в области гражданской обороны

    Глава 8. Система защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций мирного времени

    8.1. Цели и мероприятия защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций мирного времени 8.2. Российская система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций 8.3. Система мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций

    Глава 9. Защитные сооружения гражданской обороны

    9.1. Классификация защитных сооружений гражданской обороны 9.2. Убежища гражданской обороны 9.3. Противорадиационные укрытия 9.4. Простейшие укрытия

    Глава 10. Средства индивидуальной защиты

    10.1. Фильтрующие средства индивидуальной защиты органов дыхания 10.2. Изолирующие средства индивидуальной защиты органов дыхания 10.3. Система средств защиты кожи

    Глава 11. Средства специальной обработки

    11.1. Технология специальной обработки 11.2. Технические средства специальной обработки прямого назначения 11.2.1. Машины специальной обработки 11.2.2. Комплекты для специальной обработки 11.2.3. Средства индивидуальной обработки. Пакеты для обеззараживания одежды 11.3. Средства специальной обработки двойного назначения 11.4. Технические средства полной санитарной обработки

    Глава 12. Система средств выявления радиационной, химической и биологической обстановки

    12.1. Задачи и состав системы средств выявления РХБ-обстановки 12.2. Методы регистрации ионизирующих излучений 12.3. Типы дозиметрических приборов и требования к ним 12.4. Краткая характеристика методов индикации опасных химических веществ 12.5. Номенклатура средств выявления химической обстановки

    Раздел 3. Организация управления зашиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях

    Глава 13. Мероприятия защиты населения и территорий 13.1. Подготовка населения по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям 13.2. Обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны 13.3. Обеспечение устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время 13.4. Мониторинг и оповещение 13.5. Эвакуация населения 13.6. Предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты 13.7. Жизнеобеспечение населения и поддержание порядка 13.8. Аварийно-спасательные и восстановительные работы

    Глава 14. Виды защиты населения и территорий

    14.1. Инженерная защита 14.2. Радиационная, химическая и биологическая защита 14.3. Медицинская защита

    Глава 15. Организация гражданской обороны и чрезвычайной ситуации объекта

    15.1. Структура системы гражданской обороны и чрезвычайной ситуации объекта 15.2. Нештатные аварийно-спасательные формирования 15.3. Исследования устойчивости объекта гражданской обороны 15.3.1. Основы организации исследований устойчивости объектов экономики 15.3.2. Документы, разрабатываемые при подготовке исследований 15.4. Управление объектом гражданской обороны в условиях войны.15.5. Управление объектом гражданской обороны в чрезвычайной ситуации мирного времени

    Глава 16. Прогнозирование обстановки при чрезвычайных ситуациях

    16.1. Общие положения 16.2. Оценка последствий техногенных взрывов 16.3. Выявление и оценка радиационной обстановки при авариях на АЭС 16.3.1. Общие положения 16.3.2. Методика выявления и оценки радиационной обстановки.16.4. Прогнозирование возможной химической обстановки при авариях на химически опасных объектах 16.4.1. Общие положения 16.4.2. Методика выявления и оценки химической обстановки Заключение Рекомендуемая литература ПРИЛОЖЕНИЯПриложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 Приложение 5 Приложение 6.
    Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
    Скачать книгу Безопасность в чрезвычайных ситуациях, Ефремов С.В., Цаплин В.В., 2011 — fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

    Скачать pdf



    Уважаемые читатели, подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен. Нажмите "Подписаться на канал", чтобы получать все самые лучшие материалы к себе в ленту.



    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

    Закрыть